ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
1.1. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ/ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
1.2. ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.3. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1.4. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ/ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
1.5. НАПИСАНИЕ ЧЕРНОВОГО ВАРИАНТА РАБОТЫ
1.6. ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
1.7. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
2.1. КОНСУЛЬТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
2.2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА
РАЗДЕЛ 3. ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ И ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРАКТИКИ
3.1. БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРАКТИКА
ПРИЛОЖЕНИЯ
3.2. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
ПРИЛОЖЕНИЯ
3.3. КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРАКТИКА
3.4.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
ПРИЛОЖЕНИЯ
3.5. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
ПРИЛОЖЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Скачать это пособие в формате Microsoft Word с готовыми формами для заполнения

Введение

Основная работа по формированию, развитию и совершенствованию рыночных отношений ложится на плечи тех, кто сегодня приобретает знания в школах, лицеях, колледжах, университетах. От плодотворности их теоретической мысли, от степени адекватного осознания реального состояния общества, его тенденций и перспектив развития будет зависеть эффективность предлагаемых практических мер по перестройке всей системы социально-экономических отношений. Именно им придется осуществлять основную работу по реформированию хозяйственного механизма страны, ориентироваться в сложных, противоречивых экономических ситуациях, принимать принципиально новые решения, действовать нестандартно.

В связи с этим знакомство студентов с деятельностью предприятий, приобретение навыков работы с научной литературой, приемов и методов работы с персональным компьютером позволит им подготовиться к аналитической работе в сложных условиях рыночной экономики. В процессе подготовки курсовой работы студенты получают навыки самостоятельного системного анализа социально-экономических процессов, умение оценивать эти процессы, делать выводы. Отражение результатов анализа реальных экономических явлений на макро-, мезо- и микроуровнях в дипломной работе является квинтэссенцией образовательного процесса, и ее оценка показывает степень готовности специалиста к действиям в реальных условиях национального и глобального хозяйства.

При прохождении практики, написании курсовой и дипломной работы особое значение имеет организация самостоятельной деятельности студентов, направленной на приобретение ими углубленных знаний по определенной проблеме и способствующей формированию познавательных и исследовательских навыков. Успешной может быть лишь работа, выполняемая систематически и регулярно.

Цель предлагаемого методического пособия - помочь организовать работу студента наиболее эффективным способом, обеспечивающим глубокое усвоение знаний по выбранной проблеме и логичное их изложение в курсовых и дипломной работах, отчетах по библиотечной, компьютерной, производственной, педагогической и преддипломной практикам.

В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
определить этапы подготовки работы;
охарактеризовать каждый этап самостоятельной работы студента над выбранной темой;
разобрать на примерах структуру и содержание работы;
изложить основные требования, предъявляемые к оформлению курсовых, дипломной работ и итоговых отчетов по результатам практики.

Раздел 1. Подготовка и написание курсовой и дипломной работы


Практика подготовки студентами курсовых и дипломной работ показала целесообразность выделения в ней нескольких этапов:
1-й этап - выбор темы курсовой или дипломной работы.
2-й этап - подбор литературы.
3-й этап - изучение теоретического материала, представленного в статьях и монографиях, сравнение точек зрения разных авторов, анализ их аргументации, формулирование положений, подтверждающих собственный взгляд студента на проблему.
4-й этап - составление плана курсовой / дипломной работы, отражающего логику изложения выбранной темы.
5-й этап - написание чернового варианта работы.
6-й этап - оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями.

1.1. Выбор темы курсовой / дипломной работы


При первоначальном выборе темы курсовой работы следует исходить из того, что это Ваш первый взгляд на проблему, детальное исследование которой будет продолжено на последующих курсах и найдет логичное завершение в дипломной работе. Поэтому, прежде всего, определите круг научных интересов, обусловленных выбранной специализацией, например, экономическая теория и проблемы современной России, социальная и экономическая политика, институциональная экономика и т.п. Определив тему курсовой работы, которая, по сути дела, будет и первым этапом работы над дипломом, или получив задание на выполнение дипломной работы (Приложение 1) Вы можете приступать к следующему этапу.

1.2. Подбор литературы

Усложнение экономических процессов и явлений закономерно обусловило и значительное увеличение количества научной литературы, представляющей разные точки зрения и объяснения складывающихся ситуаций. Поэтому перед студентом встает задача из всего многообразия монографий и статей на экономическую тему выбрать и сосредоточить внимание на работах тех авторов, которые внесли наибольший вклад в разработку выбранной проблемы. Определить круг таких авторов поможет Вам преподаватель - консультант. Исходя из его рекомендаций, Вы приступаете к подбору литературы и составлению библиографии по теме курсовой / дипломной работы.

Изучаемую литературу следует разбить на несколько групп: основная литература по данному вопросу (монографии, статьи в научных журналах, Законы, Постановления правительства, Указы президента страны); дополнительная литература (статьи в периодической печати, аналитические обзоры, художественная литература); специальная литература (словари, справочники, статистические сборники, отраслевые экономические обзоры, схемы, графики).

Изучение основной, дополнительной и специальной литературы позволит Вам определить основные понятия, ключевые положения и новые термины по рассматриваемому вопросу, подобрать иллюстративный фактический материал, статистические данные, которые можно будет использовать в дальнейшем анализе, что позволит сформировать аргументационную базу для доказательства действующих тенденций и закономерностей в рамках определенной экономической системы. Привлечение статистических показателей позволит определить количественные параметры рассматриваемых процессов, к тому же Вы приобретаете навыки использования экономико-статистических методов обработки информации (средние величины, динамические ряды, группировки и т.д.).

1.3. Изучение теоретического материала

На этом этапе Вы, опираясь на помощь преподавателя-консультанта, должны определить методологические и теоретические основы данной проблемы, рассмотреть представленные в литературе точки зрения разных ученых по изучаемому вопросу, проанализировать их аргументы, выявить противоречия, критически оценить представленные взгляды на рассматриваемый вопрос. В ходе такого размышления над литературными источниками пополняется, уточняется, вырабатывается собственный научный аппарат исследования, приобретаются навыки подбора аргументов для доказательства своих позиций по тем или иным вопросам. Внимательная работа с научной литературой не только формирует собственное понимание тех или иных процессов, но и позволяет акцентировать внимание на том аспекте проблемы, рассмотрение которого составит цель Вашей работы.

После того, как Вы осознанно выбрали именно тот срез проблемы, который обладает наибольшей значимостью для понимания явления в целом, и аргументация которого вполне сформировалась, необходимо уточнить с преподавателем-консультантом тему курсовой / дипломной работы. От уровня Вашего понимания темы, степени ее осмысления и объема изученной литературы, зависит конечный вариант названия курсовой / дипломной работы. После проведения такой предварительной работы можно приступать к разработке плана написания курсовой / дипломной работы по выбранной теме.

1.4. Составление плана и содержание курсовой / дипломной работы


При составлении плана работы исходите из того, что он является “путеводной нитью”, которая может привести Вас, при условии его удачного составления, к успеху. План работы должен в дальнейшем развернуться в логически стройный текст, поэтому нагромождение в нем большого количества вопросов, отсутствие логики в их выделении, будет являться лишь свидетельством недостаточного овладения Вами теоретического материала, неумением отделить главное от второстепенного.

План работы состоит из следующих разделов: Введение, Основная часть, Заключение, Список использованной литературы, Приложения (см. образец оформления плана в Приложении 2).

В начале курсовой / дипломной работы во Введении студент должен обосновать актуальность выбранной темы, в 2-3 абзацах изложить ее суть, показать степень разработанности проблемы в зарубежной и отечественной литературе, отдельно указав работы классических и современных, зарубежных и отечественных авторов, сформулировать цель и задачи работы, изложить ее структуру.

Актуальность темы определяется значимостью теоретического решения проблемы для реализации практических задач. Например, обосновывая выбор темы, связанной с анализом инфляционных процессов в России, Вы должны подчеркнуть, что знакомство с мировым опытом позволит выявить специфические черты инфляции в России, обосновать наиболее эффективные пути борьбы с нею и оценить, насколько ныне принимаемые меры учитывают эту специфику.

Во Введении следует отразить степень разработанности данного вопроса в экономической литературе с указанием авторов, чьи работы оказали наиболее сильное влияние на понимание этих проблем; указать объект исследования (например, экономика России) и предмет (например, специфика инфляционного процесса); определить цель работы (чаще всего она совпадает с названием работы) и задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели (они, как правило, формулируются в разделах плана работы); обозначить методы исследования, использованные в курсовой работе, кратко описать структуру работы с указанием количества страниц текста, приложений и библиографических источников.

В основной части работы рассматриваются теоретические основы проблемы, раскрывается сущность экономических процессов и ключевых категорий, анализируется научный вклад ученых, которые занимались разработкой данной проблемы, проводится сопоставление различных точек зрения, позиций, подходов к проблеме и обосновывается позиция автора курсовой / дипломной работы, дается аргументация авторского видения проблемы, раскрываются закономерности и тенденции изучаемого процесса, специфика их осуществления в современных пространственно-временных условиях.

Так, например, в основной части курсовой / дипломной работы по теме “Сущность, принципы организации и формы предпринимательства в России” необходимо рассмотреть сущность понятия “предпринимательство” в историко-теоретическом контексте, т.е. опираясь на работы А. Смита, Р. Кантильона, Ж. Б.Сэя, Й. Шумпетера, А. Тюнена и др. Рассмотрев эволюцию понятия “предпринимательство” и его различные формулировки, следует определить Ваш подход и ту трактовку этого понятия, которой Вы будете придерживаться в дальнейшем.

Определив сущность понятия, следует перейти к описанию черт, его характеризующих, - свобода выбора форм и видов деятельности, новаторский характер, инновационная направленность, высокая степень риска.

Предпринимательство как особое экономическое явление будет развиваться лишь в определенной экономико-правовой среде, анализ которой и должен стать предметом Вашего дальнейшего внимания. От состояния этой среды во многом зависит и реализация принципов предпринимательской деятельности: господство частной собственности, наличие конкурентной среды, свободное ценообразование и др.

Предпринимательская деятельность осуществляется в определенных организационных формах, которые необходимо описать, выделяя сильные и слабые стороны каждой из них. В чем преимущества малых форм предпринимательства? Почему объективна тенденция к укрупнению производства? Каковы недостатки корпоративных форм?

После описания организационных форм предпринимательства Вы можете переходить к анализу предпринимательства в России. Прежде всего, следует дать краткую характеристику экономической ситуации с точки зрения ее благоприятствования развитию предпринимательства, рассмотреть правовые формы предпринимательской деятельности и проанализировать их с экономической точки зрения (в каких отраслях и сферах деятельности, например, более эффективно использование унитарных государственных предприятий, а в каких - обществ открытого типа), проследить динамику их функционирования в России и сделать выводы о причинах, тормозящих их развитие. На основе такого анализа Вы будете в состоянии предложить пути решения данной проблемы.

В Заключении курсовой / дипломной работы следует подвести итоги Вашего исследования, обязательно отметив ключевые положения, к которым можно отнести - авторскую или общепринятую трактовку понятия, его сущностные черты, классификационные признаки, факторы, оказывающие влияние, и конкретные предложения, способствующие решению сформулированных во Введении задач.

1.5. Написание чернового варианта работы


При подготовке чернового варианта курсовой / дипломной работы обратите внимание на стиль и оформление работы. Уровень знаний студента определяется по тому, насколько ясно он изложит вопросы, относящиеся к выбранной теме, не загромождая текст второстепенным материалом. Учтите, что ясное понимание проблемы и ее ясное изложение - две стороны одной медали. Логика изложения научного материала предполагает последовательное, доказательное отражение хода научного поиска и полученных результатов.

Качество работы зачастую страдает из-за теоретически и логически неоправданной разбивки текста на абзацы, довольно часто встречающихся погрешностей орфографического и пунктуационного характера. Неумеренное использование иноязычных слов, например, “консументы” вместо “потребители”, “оференты” вместо “покупатели”, “пролонгировать” вместо “продлить” и прочее также не производит хорошего впечатления. Четкость, доступность, грамотность изложения говорят о высоком культурном и научном уровне студента.

При подготовке чернового варианта работы следует добросовестно отнестись к заимствованиям идей, фактов, разработок других авторов. Если Вы используете текст автора без внесения каких-либо изменений, то в курсовой / дипломной работе следует обязательно указать все выходные данные использованной работы и заимствованный текст следует приводить в кавычках. Этот прием называется цитированием. Ссылки также обязательно делаются при цитировании таблиц, графиков, иллюстраций, методик (Приложение 3).

Черновой вариант работы обсуждается с преподавателем-консультантом и после его одобрения печатается и сдается на кафедру для окончательной проверки.

1.6. Оформление работы


Представленная для проверки курсовая / дипломная работа должна иметь следующие элементы: титульный лист, оглавление, содержательную часть, список использованной литературы, приложения.

На титульном листе должны быть указаны: наименование министерства, название вуза, факультета, кафедры, вид работы, тема работы , фамилия, имя, отчество исполнителя, курс и группа, где он учится, фамилия, имя, отчество преподавателя-консультанта, его ученая степень и звание, место и год выполнения работы (Приложение 4).

Заголовки структурных элементов работы (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ) и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами (кегль 14, шрифт Times New Roman Cyr), не подчеркивая. От текста заголовки отделяются сверху и снизу тремя интервалами. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

СОДЕРЖАНИЕ работы помещается на 2-м листе курсовой работы, который не нумеруется. Указываются наименования разделов (глав), параграфов СОДЕРЖАНИЯ и номера страниц, где они расположены. Разделы (главы), параграфы нумеруют арабскими цифрами (Приложение 2). В тексте каждый раздел (глава) начинается с новой страницы, а параграфы - внутри страницы по ходу изложения. Названия разделов (глав) и параграфов следует выделять шрифтом, отличным от основного текста.

На следующей после СОДЕРЖАНИЯ работы странице помещается ВВЕДЕНИЕ и страница нумеруется “3“ и далее по порядку до приложений. Страницы, на которых помещаются приложения, не нумеруются. Объем курсовой работы не должен превышать 25-30 страниц, а дипломной работы не более 80 страниц текста, напечатанного на принтере через 1,5 интервала, число знаков в строке - 60-65, количество строк на странице 28-30. Размеры полей: верхнее и нижнее поля - 2 см, поле слева - 2,5 - 3 см, поле справа - 1 см. Размер абзацного отступа принят в 5 знаков, отбивку заголовка делают через три интервала.

Имеющиеся в тексте библиографические ссылки можно оформлять 3 равнозначными способами: внутритекстовым, подстрочным, затекстовым. Внутритекстовый способ предполагает расположение ссылки непосредственно в строке после текста. Ссылка помещается в квадратные скобки и в ней указывается номер библиографического источника по СПИСКУ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ и страница, откуда приведена ссылка. Например, “если при подготовке машинописного варианта ... текста возникает необходимость вписать некоторые символы или слова на иностранных языках, то их можно вписать черной тушью или чернилами...” [5. С.30].

Подстрочная ссылка помещается в конце страницы, от строк основного текста она отделяется чертой. Например, “если автор заметил в тексте ошибки или опечатки, то он вправе их исправить, замазав с помощью белил типа “штрих” и затем впечатать нужные буквы и символы...” .

Затекстовая ссылка располагается за текстом либо всего параграфа, либо всей главы, либо всей работы и оформляется по аналогии с оформлением литературы в подстрочной ссылке.

При повторных ссылках на одно и то же произведение автора название работы заменяют словами: Указ.соч. Выходные данные произведения не повторяют.

Например: Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М., 2001. С. 21.
Тэтчер М. Искусство управления государством. М., 2003. С. 121.
Эггертссон Т. Указ.соч. С. 56.

Если ссылка повторяется на одной и той же странице текста, то оформляют так: Там же. С. 5.
Например: Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М., 2001. С. 21. Там же. С. 56.
Если Вы цитируете не по первоисточнику, то опосредованное цитирование оформляется так: Цит.по:…. Далее следует описание книги, из которой заимствована цитата.
Например: Цит.по: Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М., 2001. С. 21.

Приводимые в тексте таблицы, схемы, графики имеют общую нумерацию внутри каждого из видов.

Составной частью курсовой работы является библиографическое описание или СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ при подготовке курсовой работы ЛИТЕРАТУРЫ. Список литературы должен быть оформлен в соответствии с последними государственными стандартами: ГОСТ 7.89 – 2000. Библиографическая запись. Заголовок; ГОСТ 7.1. – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления (введен в действие с 1 июля 2004 г.). Библиографическое описание состоит из следующих элементов: сведения об авторе или авторах книги, название монографии, учебника, статьи; условно разделительные знаки, место и год издания, количество томов, страниц (Приложение 5). Желательно указывать вид издания (учебник, учебное пособие, монография), а также указание на то, что издание является переводным с другого языка (например, пер.с фр.).

Примеры оформления книг одного или нескольких авторов:
1 автор: Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал / В.Д. Андрианов – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. – 662 с.
2 автора: Нордстрем К.А. Бизнес в стиле фанк: Капитал пляшет под дудку таланта / К.А. Нордстрем, Й. Риддерстрале. – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2003. – 275 с.
3 автора: Юдкевич М.М. Основы теории контрактов: модели и задачи: Учеб.пособие / М.М. Юдкевич, Е.А. Подколзина, А.Ю. Рябинина. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 352 с.
4 и более авторов: Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России: Учебное пособие для вузов / М.М. Загорулько [и др.]. – М.: Издательская корпорация «Логогс», 1997. – 319 с.

Отдельный том многотомника: Карамзин Н.М. История государства Российского: в 12 т. Т. 6. Специальные курсы / Н.М. Карамзин. – М.: Наука, 1989. – 475 с.
Многотомное издание в целом: Самуэльсон П. Экономика: В 2 т.: пер.с англ. / П. Самуэльсон. – М.: МГП «АЛГОН» ВНИИСИ, 1992. Т. 1. – 333 с.Т. 2. – 415 с.

Статья из газеты: Михайлов С.А. Езда по-европейски: система платных дорог в России / Сергей Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня.

Статья из сборника: Панарин А.С. Сценарий будущего: глобальное контрнаступление «Юга» // Юг России в перекрестье напряжений: Материалы Всероссийской научной конференции. В 2 ч. Ч.1. / Редкол.:д.э.н., проф. О.В. Иншаков и др. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. С. 36 – 45.

Статья из собрания сочинений: Пушкин А.С. Борис Годунов // Соч.: в 3т. – М., 1986. – Т. 2. – С. 432 – 437.

Статья из журнала: Федоренко Н.П. Человек и экономика // Экономическая наука современной России. - 2003. - № 2. – С. 6 – 16.

Автореферат диссертации: Васильева М.В. Государственный финансовый контроль в управлении регионом: автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.экон.наук: (08.00.05) / Васильева М.В. – Волгоград, 2003. – 25 с.

Список использованной литературы можно составлять в нескольких вариантах: по алфавиту; в порядке упоминания литературы в тексте; хронологически (в порядке издания книг и статей); по видам источников (систематический).

Систематический список литературы используют, как правило, в работах по гуманитарным дисциплинам. Отдельно выделяют “Источники” - архивные материалы, рукописи, сборники документов, статистические справочники; “Литература” - отечественные издания, зарубежные издания.

Иллюстрации (чертежи, графики и др.) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. Иллюстрации должны иметь название, которое помещается под иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные.

Иллюстрация обозначается словом «Рис.» и нумеруется сквозной нумерацией в пределах всей работы.

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в работе. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Под таблицей указывают источник данных.
Например: Источник: Богомолов О.Т. Реформы в зеркале международных сравнений. – М., 1998. - С. 21.
Или: Источник: сост.авт.по.: Регионы России: стат.сб.: в 2 т. Т. 2. / Госкомстат России. – М., 2000. – С. 790, 792.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в определенную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.
Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Если в работе имеются приложения, то их надо оформлять как продолжение работы на ее последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово ПРИЛОЖЕНИЕ. Если приложений в работе более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией.
В конце работы прикладывается чистый лист бумаги для рецензии.
Оформленная курсовая / дипломная работа подписывается автором на титульном листе и сдается на кафедру, где она в течение 7 дней должна быть проверена, а студент - ознакомлен с отзывом преподавателя-консультанта.

1.7. Процедура защиты дипломной работы


I. Документы, представляемые в Государственную аттестационную комиссию

В Государственную аттестационную комиссию перед защитой допущенной дипломной работы должны поступить следующие документы:

1. Текст дипломной работы, отпечатанный с помощью электронных или механических средств репродуцирования. На титульном листе работы должны быть указаны следующие сведения: а) наименование министерства, университета, выпускающей кафедры; б) тема дипломной работы; в) фамилия, имя, отчество студента-выпускника и его подпись; г) фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание научного руководителя, его подпись; д) фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание консультанта, его подпись (этот реквизит вносится только в том случае, если к работе привлекался консультант); е) отметка заведующего кафедрой о допуске работы к защите, фамилия, имя, отчество заведующего кафедрой, ученая степень и звание, дата принятия решения о допуске.

2. Текст отзыва о работе научного руководителя с подписью и датой;

3. Текст рецензии с подписью рецензента, датой и заверительной записью.

II. Порядок защиты дипломной работы.

Защита дипломной работы проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК), на котором могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать работу все лица, присутствующие на заседании (Приложение 6).

Задачей ГАК является определение уровня теоретических знаний слушателя, его подготовленности к профессиональной деятельности. ГАК принимает решение о возможности выдачи слушателю диплома соответствующей квалификации.

Подготовка к защите дипломной работы представляет собой значимую и ответственную работу. Важно не только написать высококачественную работу, но и уметь квалифицированно ее защитить. Высокая оценка руководителя и рецензента может быть снижена из-за плохой защиты студентом дипломной работы.

Дипломник, получивший положительный отзыв о дипломной работе от научного руководителя, рецензию внешнего рецензента и разрешение о допуске к защите, должен подготовить доклад (7 – 10 минут), в котором следует четко и кратко изложить основные положения дипломной работы. Для председателя и членов ГАК готовится 4 – 5 листов раздаточного материала, в котором отражаются статистические, социологические и другие иллюстративные материалы.

В докладе следует сказать о том, что сделано лично дипломником, чем он руководствовался при исследовании темы, что является предметом изучения, какие методы использованы при изучении рассматриваемой проблемы, какие результаты достигнуты в ходе исследования и каковы вытекающие из исследования основные выводы (Приложение 7). Это общая схема доклада, более конкретно его содержание определяется дипломником вместе с научным руководителем. Доклад не должен быть перегружен цифровыми данными, которые могут приводиться только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода. Для большей наглядности целесообразно пользоваться проектирующим изображение аппаратом (4 – 5 слайда), подготовив заблаговременно необходимый для этого материал (таблицы, графики, схемы), согласованный с руководителем.

По окончании доклада дипломнику задают вопросы председатель, члены комиссии, присутствующие. Вопросы могут относиться к теме дипломной работы, специального курса или экономической теории, поэтому перед защитой целесообразно восстановить в памяти весь курс, особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме дипломной работы. По докладу и ответам на вопросы члены ГАК судят о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения при ответах на вопросы.

После ответов дипломника на вопросы зачитывается отзыв научного руководителя, в котором излагаются особенности данной работы, отношение слушателя к своим обязанностям, отмечаются положительные и отрицательные стороны работы, а также оглашается внешняя рецензия. Затем предоставляется заключительное слово дипломнику для ответов на замечания рецензентов.

Оценивается работа по 4-х бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Оценка по результатам защиты дипломной работы определяется после обсуждения на открытом заседании членами ГАК. При оценивании результатов принимаются во внимание оригинальность и научно-практическое значение темы, качество выполнения и оформления работы, а также содержательность доклада и ответы на вопросы. Оценка объявляется после окончания защиты всех дипломных работ на открытом заседании ГАК. Решение ГАК является окончательным и апелляции не подлежит.

Дипломник вправе защищать дипломную работу и в случае отрицательного отзыва или рецензии.

Приложение 5.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ или
(ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА); (ЛИТЕРАТУРА); (СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ); (ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА)
А) алфавитный:
1. Андрианов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 1996. - №5. - С.22 - 38.
2. Вилькен Ф. Самостоятельная экономика как условие развития общества: пер. с нем.Е.Л. Ардабацкой / Ф. Вилькен - М.: Антропософия,1994. - 224 с.
3. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. - М.: ПРОМО-Медиа,1995. - 608 с.
4. Суслов И.П. Методология экономического исследования (Общие вопросы) / И.П. Суслов - М.: Мысль, 1974. - 334 с.
5. Хейне П. Экономический образ мышления: пер. с англ. / П. Хейне - М.: Изд-во “Новости” при участии Изд-ва “Catallaxy”, 1991. - 704 с.
6. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Черниловский - М.: Юристъ, 1996. - 576 с.
Б) по видам источников

1. ИСТОЧНИКИ
а) неопубликованные: архивные материалы
б) опубликованные: сборники документов и материалов, статистические справочники, мемуары (располагаются по алфавиту)

2. ЛИТЕРАТУРА
а) отчественные издания
б) зарубежные издания

Приложение 6
Памятка студенту:
1. Объявление тем дипломных работ в соответствии с очередностью защит, представление защищающихся, научных руководителей, заведующего кафедрой, рецензентов (фамилия, имя, отчество, звание, должность);
2. Зачитывание приложения к диплому и документов личного дела секретарем комиссии;
3. Сообщение студента-выпускника (до 10 минут);
4. Вопросы по дипломной работе выпускнику от присутствующих в аудитории;
5. Ответы дипломника на заданные ему вопросы,
Примечание: ответы могут даваться сразу же после поступления каждого вопроса выпускник может фиксировать вопросы и отвечать на все поступившие вопросы после завершения их формулирования.
6. Представление отзыва научного руководителя;
7. Выступление рецензента или представление рецензии;
8. Ответы защищающегося на вопросы и замечания рецензента;
9. Дополнительные вопросы членов комиссии и присутствующих на защите;
10. Ответы защищающегося на дополнительные вопросы;
11. Обсуждение присутствующими представленной дипломной работы, дискуссия;
12. Объявление об окончании защиты

Приложение 7
Примерная структура доклада при защите работы и распределение времени.
1. Представление студента и темы работы.
2. Причины выбора и актуальность темы.
3. Цель работы и ее задачи.
4. Предмет, объект и хронологические рамки исследования.
5. Логика получения наиболее значимых выводов.
6. Заключительная часть (перспективы и задачи дальнейшего исследования данной темы).

Расчет времени для презентации дипломной работы:
Пункты 1 – 4 – до 4минут;
Пункт 5 – до 5 минут;
Пункт 6 – до 2 минут.
Объем доклада: 8-9 листов текста в формате Word, размер шрифта 14, кегль 1,5.

Раздел 2. Организационные формы контроля
2.1. Консультации преподавателя

Важным условием эффективности самостоятельной работы студентов является организация постоянной помощи и контроля за выполнением курсовой работы со стороны преподавателя-консультанта. В качестве таковых привлекают наиболее квалифицированных преподавателей кафедры, имеющих, как правило, ученые степени и звания.

Подготовка к курсовой работе начинается в первом семестре, когда преподаватель проводит 1-ю групповую консультацию со студентами[1]. На этой консультации уточняются списки студентов, выразивших желание работать с данным преподавателем, определяются научные направления, намечается план индивидуальной работы с каждым студентом.

На 2-й консультации, как правило, индивидуальной, преподаватель, в соответствии с научными интересами студента, определяет круг авторов, знакомство с работами которых позволит лучше сориентироваться в выбранной проблеме.

На 3-й консультации обсуждаются существующие в литературе подходы к данной научной проблеме, выясняется позиция автора, определяется логика раскрытия темы курсовой / дипломной работы в целом и составляется план курсовой / дипломной работы.

На 4-й консультации обсуждается черновой вариант работы, который после устранения недостатков и оформления в соответствии с требованиями кафедры сдается на проверку преподавателю-консультанту.

Следует отметить, что залогом эффективной работы студента является своевременный анализ результатов исследований, выяснение наиболее типичных ошибок, затруднений, пробелов в знаниях, совместное обсуждение с преподавателем-консультантом итогов с разбором достоинств и недостатков выполненной работы.

Преподаватель кафедры отражает свое мнение в рецензии, где отмечается характеристика проделанной автором работы, ее положительные и отрицательные моменты, степень научной добросовестности и прилежности автора, соответствие предъявляемым требованиям.

Оценка по курсовой работе должна быть выставлена студенту в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку до начала учебной сессии.

2.2. Права и обязанности студента
Студент имеет право:
на получение консультаций в том количестве и объеме, в каком он испытывает потребность;
на получение рецензии от преподавателя в течении 7 дней;
направлять работу на коллективную рецензию в случае несогласия с оценкой преподавателя.

Студент обязан:
выполнять требования кафедры по написанию и оформлению курсовой / дипломной работы;
сдать курсовую / дипломную работу методисту в сроки, указанные кафедрой.

Раздел 3. Этапы прохождения и подготовка отчета о результатах практики

Учебный план предусматривает прохождение студентами нескольких видов практики.
3.1. Библиотечная практика

Целью высшего образования является формирование специалиста, обладающего профессиональной культурой. В понятие профессиональной культуры входит: компетентность; стремление к достижению высоких результатов; уверенность в своих силах; умение работать в коллективе; коммуникационные способности (восприятие и обработка, оценка информации). Среди факторов, обусловливающих эффективность функционирования специалиста, ведущая роль принадлежит информационной культуре.

В структуру информационной культуры входят элементы коммуникативной (культуры общения); лексической (языковой, культуры письма и оформления деловой документации); книжной, читательской (культуры чтения); интеллектуальной (культуры научного исследования и умственного труда); информационно-технологической (культуры использования современных информационных технологий); информационно-правовой; мировоззренческой, нравственной; библиографической культуры.

В связи с этим основной целью библиотечной практики, которую проходят студенты 2-го курса, является формирование навыков культуры профессионального чтения и библиографического поиска литературы.

Библиотечную практику студенты, как правило, проходят в библиотеке учебного заведения.

Учебно-методическое руководство практикой осуществляют преподаватели кафедры и квалифицированные специалисты библиотеки. На практике студенты слушают цикл лекций по установленной программе, приобретают навыки работы с информационными ресурсами.

Выполненные задания студенты ежедневно отражают в дневниках практики, которые, наряду с отчетом, подписывают у руководителей практики и сдают для проверки на кафедру.
1 этап: на установочной конференции объясняют цель, задачи, порядок прохождения практики, знакомят студентов с требованиями к оформлению отчета о результатах практики и порядке его защиты. Проводится общее знакомство с работой отделов библиотеки и правилами пользования ее ресурсами.

2 этап: в обзорной форме даются сведения о традиционных и нетрадиционных носителях информации. К традиционным относятся:
система каталогов: алфавитный и систематический;
система картотек: систематическая картотека статей, картотека диссертаций и т.д.; справочники, энциклопедии, словари (универсальные и отраслевые);
информационные издания:
издания Российской книжной палаты (летописи, «Книги Российской Федерации: Ежегодник»);
издания ВИНИТИ (реферативные журналы (РЖ);
издания ИНИОН (реферативные журналы, библиографические указатели).
К нетрадиционным носителям информации относятся:
система баз данных библиотеки учебного заведения:
электронный каталог книг;
труды сотрудников учебного заведения;
база статей и т.д.
микроформы (микрофильмы и микрофиши);
оптические диски CD-ROM;
ИНТЕРНЕТ.
На этом же этапе осуществляется знакомство с ресурсами отделов периодических изданий, иностранной литературы, редких книг.
3 этап: студенты изучают систему каталогов и картотек библиотеки: алфавитный, систематический, электронный, а также электронные базы данных, создаваемые библиотекой. Практиканты приобретают навыки работы с каталогами и картотеками.
4 этап: студентам представляют информационные ресурсы крупнейших информационных центров нашей страны. Это продукция Российской книжной палаты, Института научной информации по общественным наукам РАН и Всероссийского института научной и технической информации РАН.
5 этап: практиканты знакомятся с информационными возможностями сети Интернет: электронными справочниками глобального масштаба, российскими электронными справочниками, глобальными поисковыми системами, российскими поисковыми системами, библиографическими и справочными ресурсами в Интернет. Студенты узнают об особенностях библиографического поиска в Интернет.
6 этап: студенты знакомятся с методикой поиска литературы к научной работе, со справочным аппаратом книги, учатся оформлять список литературы и различные виды ссылок.
7 этап: на заключительном этапе практикантами совместно с руководителем практики анализируются предварительные записи, заполняется дневник практики, на основании материалов которого готовится отчет о библиотечной практике.
Права и обязанности студента

Студент имеет право:
на получение консультаций по вопросам пользования библиотекой,
на доступ к информационным ресурсам библиотеки учебного заведения.

Студент обязан:
соблюдать правила пользования библиотекой учебного заведения;
выполнять требования программы практики и составить на ее основе календарный план прохождения;
регулярно вести дневник библиотечной практики (Приложение 8);
подготовить отчет о результатах практики в установленные кафедрой календарные сроки (Приложение 9).
3.2. Статистическая практика

Статистическая практика является одним из этапов общей практики, которую проходят студенты специальности на предприятиях и в организациях после окончания 3-го курса. В ходе практики студенты знакомятся с различными сферами экономической деятельности предприятия (его структурного подразделения) или организации (государственной, коммерческой, финансовой, негосударственной, некоммерческой и др.).

Цель статистической практики - изучение и анализ экономического состояния предприятия (организации) и/или его подразделений как частного случая проявления закономерностей и тенденций развития сферы деятельности, отрасли, экономики региона, страны и т.д.

Задачи:

- ознакомиться с первичными документами предприятия (организации), его подразделений и дать их общую характеристику по определенным признакам (форма собственности, специализация (отрасль), численность работников, величина уставного фонда и др.);

- сформировать систему статистических показателей для проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия;

- собрать необходимые данные и, обращая внимание на их принадлежность к первичным или вторичным признакам, обобщить;

- дать оценку возможным перспективам развития предприятия (организации).

Организация и этапы прохождения статистической практики

1. Для оформления на практику студент пишет заявление на имя ректора с просьбой направить его на конкретное предприятие (в организацию), подписывает его у заведующего кафедрой. На заявлении должна быть также виза должностного лица, ответственного за прохождение студентом практики на предприятии (в организации).

2. Совместно с преподавателем - руководителем от кафедры и со-руководителем от предприятия (организации) студент согласовывает программу практики: график консультаций, основные виды работ, перечень заданий по практике.

3. В процессе прохождения практики студент заполняет «Дневник практики» в соответствии с согласованной программой, в котором по датам указывает виды и содержание выполненной работы.

4. По окончании практики студент составляет отчет, подписывает его у со-руководителя практики от предприятия (организации) и представляет вместе с дневником для проверки преподавателю - руководителю от кафедры.

5. В течение 7 дней преподаватель проверяет отчет, назначает дату открытой защиты, по результатам которой выводит окончательную оценку. Оценка по практике заносится в зачетную ведомость.

Оформление и защита отчета по статистической практике

Отчет о практике является итоговым документом, в котором отражается проведенный статистический анализ, расчеты. Отчет должен содержать следующие элементы: титульный лист (Приложение 10); оглавление; введение; содержательную часть; заключение; приложения.

В Оглавлении работы указываются наименования разделов отчета и номера страниц, где они расположены. Разделы нумеруются римскими цифрами, а параграфы, если таковые имеются, арабскими (например, 1.1; 2.1 и т.д.).

Во Введении определяются цель и задачи практики, дается краткая характеристика анализируемого предприятия (организации) или его структурного подразделения.

Содержательная часть включает статистический анализ, расчеты. Статистический анализ начинается с построения системы показателей, по которой будет проводиться статистическое изучение хозяйственной деятельности предприятия (организации), при этом выделяются относительные и абсолютные показатели. В зависимости от характера и сферы деятельности анализируемого предприятия или организации формируется соответствующая система показателей: это могут быть статистические показатели уровня жизни, бюджетов населения, финансов, основных фондов, оборотных средств, отраслей производства, эффективности использования ресурсов, производительности труда, капитальных вложений, фондового рынка, окружающей среды и т.д. Затем проводится обобщение статистических данных, которое включает их группировку и сводку, расчет средних значений признаков. Важным элементом статистического анализа является изучение динамики хозяйственной деятельности на основе системы аналитических показателей. Чтобы спрогнозировать возможные тенденции развития предприятия (организации), необходимо знать характер распределения изучаемого явления.

В зависимости от объекта исследования для статистического анализа используются различные показатели: средние, показатели структуры, показатели скорости и темпов изменения, показатели колеблемости, показатели тесноты и силы связи, другие абсолютные и относительные показатели.

Результаты анализа должны быть представлены компактно и наглядно с помощью таблиц и графиков (Приложение 11). В данном приложении приведены примерные таблицы и графики, которые отражают различные данные, необходимые для проведения анализа деятельности промышленного предприятия. Эти данные следует дополнить и расширить с учетом особенностей анализируемого предприятия (организации) или его структурного подразделения, построить соответствующую систему показателей, обобщить их, используя знания, полученные в курсе "Статистика". Все таблицы и графики в отчете должны быть пронумерованы и названы.

В Заключении подводятся итоги проведенного анализа и делаются выводы.

В Приложение к отчету выносятся вспомогательные таблицы, которые использовались при расчетах и проведении статистического анализа.

Отчет подписывается автором на титульном листе и сдается на кафедру. После его проверки студент может ознакомиться с отзывом преподавателя - руководителя от кафедры. График проведения защиты отчетов вывешивается заранее на доске объявлений перед кафедрой. Защита проводится открыто.

На защите практикант представляет основные результаты и выводы проведенного анализа, отвечает на замечания, сделанные руководителем в отзыве. После выступления студент отвечает на вопросы присутствующих на защите. По результатам защиты выводится окончательная оценка по практике.
1.3. Расчет среднего возраста оборудования.

1.4. Характеристика состояния рабочих машин, оборудования, инструментов и т.п. на основе их группировки по технической пригодности: пригодное оборудование; оборудование, требующее капитального ремонта; непригодное оборудование, которое необходимо списать.

1.5. Анализ состава и динамики долгосрочных вложений, состояния запасов и т.д.

II. Анализ эффективности и интенсивности использования капитала предприятия

2.1. Расчет показателей эффективности и интенсивности использования капитала.

2.2. Анализ оборачиваемости капитала.

2.3. Анализ доходности собственного капитала и оценка эффективности использования заемного капитала.

2.4. Анализ состава, структуры и эффективности использования основных производственных фондов предприятия.

III. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия
3.2. Анализ производительности труда:
расчет среднегодовой (среднедневной, среднечасовой) выработки продукции одним работником;
корреляционно-регрессионный анализ факторов, влияющих на уровень среднечасовой выработки (фондовооруженность или энерговооруженность труда, квалификация рабочих, средний срок службы оборудования и т.д.);
анализ соотношения между темпами роста средней заработной платы и производительностью труда за определенный период (год, месяц) с использованием индексов средней заработной платы и производительностью труда.
IV. Анализ маркетинговой деятельности предприятия
VIII. Для иллюстрации результатов проведенного анализа необходимо использовать различные формы графиков (диаграммы, сравнения, структуры: (напр., рис. 6.1), динамики; линейные графики (напр., рис. 5.1) и т.д.)

3.3. Компьютерная практика
Компьютерную практику студенты проходят на 4-м курсе в течение 4 недель. Место прохождения практики: технические подразделения учебного заведения.
Цель практики – совершенствование навыков работы студентов с персональным компьютером.
Задачи практики:
1) Закрепление принципов построения экономических моделей, проведение анализа полученных результатов.
2) Использование в экономике современных информационных технологий и их применение для расчетов и оформления дипломной работы.
3) Закрепление и расширение навыков использования пакетов прикладных программ, ориентированных на решение экономических задач.
4) Организация сбора, передачи, обработки и накопления информации.
5) Использование технических и программных средств реализации информационных процессов; офисное программное обеспечение.
6) Разработка текстовых документов; финансово-экономических расчетов в электронных таблицах; баз данных.
7) Работа в локальных и глобальных сетях ЭВМ.
Содержание практики:
1. Работа с программными продуктами, в том числе:
· текстовым редактором, в котором необходимо:
создавать оглавление по структуре документа;
редактировать основной текст, с использованием различных шрифтов и стилей, нумерацией страниц и колонтитулов, обрамлений и заполнений;
создавать списки, текстовые колонки, буквицы, сноски, надписи;
уметь работать с таблицами (вставка, удаление, объединение и разбиение ячеек, форматирование текста в таблице, обрамление и заполнение таблицы); создавать математические формулы с помощью редактора формул Equation Editor с использованием поясняющего текста;
уметь работать с художественным оформлением текста в Wordart;
создавать графические схемы с помощью панели «Рисование» или объектного модуля Organization Chart;
импортировать иллюстрации из графических файлов, масштабировать графические объекты, размещать текст и иллюстрации;
создавать предметный указатель.
создавать составные документы (письма, факсы, конверты и т.д.) с помощью операции «Слияние».
· электронными таблицами, в которых необходимо:
производить вычисления по формулам, используя абсолютные и относительные ссылки;
раб
уметь вычислять функции следующих категорий: статистические; математические; финансовые; логические; ссылки и массивы;
уметь создавать и редактировать диаграммы, используя мастер диаграмм, в которых необходимо:
изменять данные диаграммы, изменять типы диаграмм, форматировать сетки и легенды;
оформлять диаграммы, добавлять и форматировать текстовые поля, изменять перспективы объемных диаграмм;
организовывать вывод на печать рабочих листов и диаграмм, настраивать параметры страниц, размещать данные на странице, добавлять заголовки страниц, изменять поля, разбивать рабочие листы на страницы, печатать рабочие листы;
создавать и работать со сводной таблицей и отчетами в Excel;
создавать базы данных, показывать формы ввода данных на экране, сортировать базы данных и организовывать запросы к базе данных.
· базами данных, в которых необходимо:
создавать таблицы, содержащие поля с текстовым, числовым, денежным и логическим типами данных, ключевые поля;
описывать поля, списки значений (подстановки из фиксированного набора значений и из другой таблицы);
связывать таблицы отношением типа один-ко-многим.
создавать и заполнять записями главную и подчиненную таблицы;
уметь создавать диаграммную и составную формы, в которых должны быть кнопки, для встраивания которых необходимо написать соответствующие макросы;
вставлять элементы управления для полей с логическим типом данных;
уметь создавать отчет с подотчетом, хотя бы в одном из которых должны быть подведены итоги и созданы вычисляемые элементы управления;
производить запросы следующих типов:
- запрос на выборку (с достаточно сложными условиями отбора);
- параметрический запрос;
- запрос на повторения;
- запрос на групповые операции;
- запрос на вставку вычисляемого поля;
- перекрестный запрос.
· презентациями, в которых необходимо:
создавать автоматизированные способы презентаций;
использовать основные элементы создания презентаций: слайды, заметки, выдачи;
создавать презентации с помощью мастера;
редактировать презентации;
использовать диаграммы и таблицы в презентации;
выбирать шаблон дизайна;
создавать новые слайды, уметь организовывать анимационное оформление текста;
уметь художественно оформлять текст, вставлять рисунки и графические объекты в слайд, уметь создавать переходы и ветвление;
уметь подготовить и проводить презентации на компьютере.
2. Работа с информационно-поисковыми системами типа "Кодекс", "Гарант", "Консультант Плюс";
3. Работа с библиотечными комплексами;
4. Работа с многофункциональными программными комплексами (системы "Галактика", "1С: Предприятие", "Инфин" и другие).
5. Работа в глобальных сетях.
Задание на практику студент получает на кафедре “Математические методы и информатика в экономике”, предварительно согласовав его содержание с руководителем дипломного проекта.
В результате прохождения практики студент:
1). Расширит представления о национальных информационных ресурсах;
2). Узнает новые информационные технологии переработки информации и их влияние на успех в бизнесе;
3). Познакомится с современным уровнем и направлениями развития компьютерной техники и программных средств;
4). Овладеет основами автоматизации решения экономических задач;
5). Сумеет уверенно работать в качестве пользователя на ПЭВМ, самостоятельно обеспечивая подготовку к работе накопителей на гибких дисках, создание резервных копий данных и программ;
6). Получит навыки работы в условиях возможного заражения ПЭВМ вирусами;
7). Научится работать с программными средствами общего назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка программных средств;
8). Получит представление о работе в локальных и глобальных компьютерных сетях, приобретет навыки обращения с электронным офисом и электронной почтой;
9). Сумеет защитить информацию и сведения, составляющие государственную тайну; овладеет методами защиты информации.
Отчет о прохождении практики должен быть представлен на кафедру “Математические методы и информатика в экономике” в электронном виде и на бумажном носителе. Отчет защищается на кафедре и оценивается по результатам защиты.

3.4.Педагогическая практика

Прохождение педагогической практики позволяет студентам приобрести навыки преподавания экономических дисциплин и закрепить первоначальные знания в области экономической педагогики. По итогам практики студент должен:
· показать знание государственного образовательного стандарта в части экономической дисциплины, в рамках которой проходила практика;
· уметь сформулировать логику курса экономической дисциплины;
· уметь разрабатывать план семинарского и лекционного занятия;
· получить навыки проведения лекционных и семинарских занятий со студентами;
· научиться оценивать знания студентов по критерию усвоения учебного материала;
· овладеть приемами эффективной работы с аудиторией;
· иметь представление о преподавательской этике.
Педагогическая практика включает 6 этапов:
1. Проведение мастер-класса руководителем практики;
2. Подготовка материалов совместного лекционного/семинарского занятия с руководителем практики;
3. Проведение совместного лекционного/семинарского занятия с руководителем практики;
4. Самостоятельная подготовка материалов лекционного/семинарского занятия;
5. Самостоятельное проведение лекционного/семинарского занятия;
6. Подготовка Отчета о прохождении педагогической практики.
Для успешного прохождения педагогической практики необходима систематическая последовательная работа студента-практиканта в течение учебного семестра в тесном контакте с руководителем практики.
1. Мастер-класс руководителя практики.
В рамках данного этапа студенту-практиканту необходимо посетить не менее двух занятий (лекция, семинар), проводимых руководителем практики в рамках учебной нагрузки. Затем проводится собеседование студента-практиканта с руководителем практики, на котором студент должен уметь ответить на такие вопросы, как: какова логика изложения темы учебного занятия, какова роль и место данной темы в учебном курсе и в системе экономических знаний в целом, какие дидактические приемы и методы были применены преподавателем, какие приемы и методы использовал преподаватель для контроля знаний студентов, каким образом формируется система оценки знаний студентов.
2. Подготовка материалов совместного лекционного/семинарского занятия с руководителем практики.
На данном этапе студент и руководитель совместно разрабатывают план и содержание учебного занятия по предложенной руководителем практики теме. При этом особое внимание следует уделить определению целей и задач, которые должны быть поставлены перед студентами при изучении данной темы, соблюдению логики изложения учебного материала, его полноте, актуальности, научной и практической ценности, доступности и наглядности способа его преподавания. При подготовке семинарского занятия необходимо соблюдать научно-методическую корректность при формулировании вопросов, объективность в системе оценивания. Необходима подготовка дополнительных вопросов, заданий, тем для самостоятельного обсуждения и анализа изучаемого материала студентами. В завершении занятия необходимо формулировать итоги и выводы в рамках пройденной темы. На данном этапе предполагается распределение обязанностей при проведении занятия между преподавателем - руководителем практики и студентом - практикантом при сохранении в целом доминирующей роли преподавателя и ассистирующих функций практиканта.
3. Проведение совместного лекционного/семинарского занятия с руководителем практики.
Данный этап прохождения педагогической практики связан с проведением занятия по материалам, подготовленным на предыдущем этапе. Занятие проводится в рамках учебной нагрузки преподавателя - руководителя практики в соответствии с расписанием учебных занятий на факультете. В ходе занятия практикант должен проявить умение строить конструктивные взаимоотношения со студенческой аудиторией, достаточный уровень знаний по изучаемой дисциплине, способность отвечать на вопросы студентов, научную и личную корректность при общении со студентами, готовность работать по ранее согласованному плану, с одной стороны, и проявлять творческий подход к подготовленному материалу, с другой. По результатам занятия проводится собеседование студента-практиканта с руководителем практики, на котором обсуждается ход занятия, выявляются как положительные стороны работы практиканта, так и обращается внимание на недостатки и ошибки, допущенные в ходе занятия, а также анализируются причины и возможные варианты их недопущения в будущем. Причем первоначально практикант сам должен выделить сильные и слабые стороны проведенного занятия. Чрезвычайно важна объективная самооценка практикантом собственных действий и самостоятельные выводы о направлении совершенствования своей работы в ходе прохождения педагогической практики.
4. Подготовка материалов самостоятельного лекционного/семинарского занятия.
На этом этапе от студента-практиканта требуется самостоятельная подготовка плана и содержания лекционного и/или семинарского занятия по теме, предложенной руководителем практики. Основные требования к результату данного этапа педагогической практики идентичны требованиям, предъявляемым на втором этапе практики. Отличия связаны с исключительно высокой ролью и ответственностью студента при подготовке данных материалов. Студент-практикант должен учесть опыт, полученный при подготовке и проведении занятия совместно с преподавателем. Особое внимание следует уделить предварительному хронометражу проведения занятия с целью распределения времени между отдельными частями учебного материала, вопросами семинарского занятия в ходе его проведения. Подготовленные материалы предоставляются руководителю практики на рассмотрение и корректировку не менее чем за неделю до даты предполагаемого занятия. Указанные материалы должны содержать библиографию по данной теме, а также примерные темы для подготовки рефератов.
5. Самостоятельное проведение лекционного/семинарского занятия.
Занятие проводится в рамках учебной нагрузки преподавателя - руководителя практики в соответствии с расписанием учебных занятий на факультете в присутствии руководителя практики. Основные требования к результату данного этапа педагогической практики идентичны требованиям, предъявляемым на третьем этапе практики. Отличия связаны с исключительно личным участием студента-практиканта и его ответственностью за результаты проведения занятия. Условия прохождения практики на этом этапе максимально приближены к реальной педагогической деятельности. Вмешательство преподавателя в ход проведения занятия нежелательно и допустимо лишь при неспособности практиканта самостоятельно обеспечить его эффективное проведение. По результатам проведенного занятия проводится собеседование студента-практиканта с руководителем практики, на котором обсуждается ход проведения занятия с акцентированием внимания на вопросах, изложенных в описании третьего этапа прохождения педагогической практики.
6. Подготовка Отчета о прохождении педагогической практики.
Не менее чем за две недели до начала зачетно-экзаменационной сессии студент-практикант должен предоставить руководителю практики Отчет о прохождении педагогической практики, в котором должны быть отражены следующие моменты:
дата, курс, факультет, номер группы, форма обучения, наименование дисциплины, вид занятия и тема занятия, проведенного руководителем практики, на котором присутствовал практикант, с описанием вопросов, изложенных в данном методическом пособии для первого этапа практики;
материалы совместного занятия с руководителем практики;
дата, курс, факультет, номер группы, форма обучения, наименование дисциплины, вид занятия и тема занятия, проведенного совместно руководителем практики и практикантом с описанием вопросов, изложенных в данном методическом пособии для третьего этапа практики;
материалы самостоятельного занятия студента-практиканта;
дата, курс, факультет, номер группы, форма обучения, наименование дисциплины, вид занятия и тема занятия, проведенного самостоятельно студентом-практикантом с описанием вопросов, изложенных в данном методическом пособии для пятого этапа практики.

Форма Отчета о прохождении педагогической практики приведена ниже.
При определении оценки по педагогической практики руководителем практики учитываются результаты работы студента на каждом из описанных выше этапов практики, а также инициативность и творческий подход студента, самостоятельность при выборе форм обучения и контроля (применение технических средств, разработка тестов и контрольных занятий по разрабатываемым темам и т.д.). Наибольшее значение при формировании оценки имеет качество самостоятельно проведенного студентом-практикантом занятия.
3.5. Преддипломная практика

Профессиональная практика студентов университета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и направлена на закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по выбранной специальности.

Профессиональная практика студентов проводится в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и является обязательной для обучающихся всех форм обучения (очная, заочная, экстернат). Преддипломная практика является завершающим этапом обучения студентов. Продолжительность практики – 4 недели, объем часов – 144

Целью преддипломной практики является проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбор материалов к дипломной работе (проекту).

Для осуществления преддипломной практики студент должен:

определить объект и предмет исследования;

выявить теоретические аспекты исследуемой проблематики: сущность явления (проблемы); его основные элементы; системообразующие факторы, в том числе: факторы – катализаторы, факторы – ингибиторы;

определить основные принципы функционирования объекта исследования как системы;

выявить механизмы, обеспечивающие функционирование данной системы;

обозначить тенденции развития (трансформации) системы.

Исследование проблемы может осуществляться на трех уровнях – макро-, мезо- и микроуровень. На макроуровне исследуется национальная экономическая система в целом, выявляются тенденции и противоречия развития, обосновываются пути и механизмы их разрешения. На мезоуровне изучаются конкретные подсистемы, сферы, отрасли национальной экономики. На микроуровне анализируется поведение отдельных экономических субъектов, выявляются факторы, определяющие их экономический выбор.

Рассмотрение явления на макроуровне предусматривает решение следующих задач:

выявление и характеристика основных этапов становления и развития рассматриваемой проблемы (явления, системы);

определение количественно-качественных критериев, характеризующих рассматриваемые процессы и конкретизирующие выявленные этапы онтогенеза;

изучение мирового опыта;

выявление и характеристика основных тенденций развития (явления, системы);

оценочный прогноз развития (трансформации системы).

На мезоуровне исследуются особенности действия экономических законов на региональном уровне; закономерности формирования и развития регионов; экономический потенциал; результаты его использования; прогнозируемые стратегии развития региона; финансово-экономические механизмы их реализации.

При практической проработке тематики исследования на региональном уровне следует ответить на следующие вопросы:

1) в каком направлении должен развиваться данный регион (в аспекте рассматриваемой проблемы);

2) какими должны быть направления кооперации, специализации и внешнеэкономических связей (в аспекте рассматриваемой проблемы);

3) какой должна быть адекватная система управления анализируемой подсистемы региона;

4) как обеспечить расширенное воспроизводство и эффективное использование производственного потенциала региона (с учетом результатов исследования);

5) каковы пути создания оптимальных условий жизнедеятельности человека (в аспекте рассматриваемой проблемы);

6) каковы основные тенденции развития рассматриваемой подсистемы региона.

При рассмотрении исследуемой проблемы на мезоуровне возможно использование двух различающихся подходов анализа:

1. Адаптация общих теоретических посылок к специфическим условиям локального территориального образования и выявление особенностей рассматриваемой проблемы.

2. Выявление количественно-качественных параметров, соответствующих «идеально-типической» модели, пригодной к использованию в любом регионе.

Рассмотрение проблемы на микроуровне предполагает анализ рыночного поведения и экономического состояния предприятия. При этом решаются следующие задачи:

описание генезиса предприятия;

определение его функциональной структуры;

рассмотрение системы управления предприятием;

оценка экономического потенциала предприятия;

оценка результативности хозяйственной деятельности;

рассмотрение стратегии поведения предприятия на рынках (труда, товарном, финансовом);

корректирование рыночного поведения предприятия.

Исследование в дипломной работе выбранной проблемы можно осуществлять и на трех уровнях. Так, например, в теме: «Особенности деятельности коммерческих банков на современном этапе» помимо изучения направлений деятельности коммерческого банка (микроуровень), выявляются региональные особенности их функционирования (мезоуровень), тенденции развития банковской системы в регионах России (макроуровень).

Этапы осуществления преддипломной практики.

Первый этап – совместно с научным руководителем составляется рабочая программа практики, которая согласовывается и утверждается руководителем предприятия.

Второй этап - ознакомление с организационно-правовой формой, отраслевой спецификой и основными показателями финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его задачами, функциями, учредительными документами. Для этого методом интервьюирования, монографического исследования устанавливается генезис предприятия, изучается бизнес – план, сфера действия, форма собственности, форма организации, целевая функция. На данном этапе практикант должен составить схему структуры предприятия, основных видов деятельности в соответствии с учредительными документами, таблицу основных показателей финансово-хозяйственной деятельности (Приложение 13).

Третий этап - выявление и оценка факторов внешнего и внутреннего окружения предприятия, в том числе:

экономическая среда;

политико-правовая среда.

Четвертый этап - изучение структуры управления предприятием и ее эффективности (Приложение 14).

Пятый этап - анализ сложившейся производственно-функциональной структуры предприятия, ее соответствие целевой функции предприятия.

Шестой этап - определение места предприятия в общей предметной структуре рынка (или место подразделения в структуре предприятия) (Приложение 13).

Седьмой этап - исследование кадровой политики предприятия.

Восьмой этап - анализ основных экономических показателей деятельности предприятия: доход, прибыль, убытки, себестоимость, эффективность, а также факторы, их определяющие. При этом необходимо установить источники динамики себестоимости продукции – стоимость сырья и материалов, амортизация, заработная плота, начисления. Следует учитывать, что расходование сырья связано с уровнем технологии, амортизационные отчисления служат источником поддержания работоспособности оборудования и сооружений. Расходы на заработную плату зависят от степени механизации, автоматизации и уровня организации технологического процесса (Приложение 15).

Девятый этап - выявление краткосрочных и долгосрочных планов предприятия и оценка их соответствия экономическому состоянию предприятия, положению на рынке.

Десятый этап - оценка репутации предприятия (субъективно и, по возможности, экспериментально) (Приложение 13).

Анализ работы предприятия необходимо проводить не только с экономико-технологической точки зрения, но и с позиции организационной культуры (компоновка оборудования, охрана окружающей среды, комфорт рабочей зоны).

Важным для содержательной части работы является учет социальных и экологических факторов, влияющих на экономические процессы, и их последствия. Для оценки взаимодействий такого рода возможно использование социологических методов исследований (опросов, анкетирований, интервью, экспертных оценок).

На завершающем этапе формулируются проблемы предприятия, выявленные в ходе экономического анализа и профессионального общения, обобщаются предложения по их решению и намечаются пути корректировки рыночного поведения предприятия.

Обязательной частью исследований является анализ экономических показателей деятельности предприятий, фирм или регионов в динамике и в сравнении с базовым уровнем (лучший фактический результат, гипотетическая модель). Анализ должен проводиться с применением графиков, таблиц, статистических методов расчетов, использованием сравнительного, корреляционного, регрессионного, факторного анализа.

Наряду с традиционным анализом хозяйственной деятельности предприятия (или иного субъекта хозяйствования) желательно проанализировать предельные издержки, предельную прибыль, предел рентабельности в обозначенных условиях, показать графически изменение этих показателей в зависимости от цены и объемов производства с целью определения предела рентабельности, когда убытки переходят в прибыль (пример в Приложении 16).

Результаты преддипломной практики студент использует для разработки аналитической главы дипломной работы, в которой описывает характер проведенных исследований с приведением полученных результатов, дает традиционный и углубленный (корреляционно-регрессионный, социологический, эколого-экономический и т.д.) анализ собранного фактического материала, делает обобщения.

Приложение 13

1. «Родословная» (примерная схема 1.1):

1) название предприятия (фирмы);

2) местонахождение;

3) наличие филиалов;

4) форма собственности.

2. Общая характеристика:

1) количество подразделений и их местонахождение;

2) количество сотрудников (таблица 1.1)

3) какие географические районы обслуживаются данным предприятием.

3. Финансовые результаты деятельности (таблица 1.2):

1) доход за последние 3 – 5 лет;

2) прибыль за последние 3 – 5 лет;

3) динамика финансовой деятельности за последние 3 – 5 лет;

4) особенности финансовой деятельности (например, слишком большие товарно-материальные запасы);

5) рейтинг предприятия (субъективный, экспериментальный, если возможно, использование специальных методик рейтинговых оценок);

6) общее финансовое положение (прочное, неустойчивое удовлетворительное), использование специальных оценочных показателей (например, таблица 1.3)

4. Ценообразование:

1) политика цен фирмы, предприятия;

2) реакция предприятия на ценовую политику.

5. Кадры:

1) общая кадровая стратегия предприятия;

2) планирование потребности предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава;

3) привлечение, отбор и оценка персонала;

4) повышение квалификационного уровня персонала, его переподготовка;

5) политика заработной платы

6) формы мотивации труда;

7) репутация предприятия на рынке как работодателя.

6. Положение на рынке:

1) сегмент рынка, занимаемый предприятием;

2) уникальность продукции предприятия;

3) структура продаж (по ассортиментным группам, по потребителям, по времени продаж);

4) рыночная доля (по числу покупателей, объему продаж);

5) фаза жизненного цикла выпускаемой продукции;

6) стратегия поведения в отношении конкурентов (кооперирование или вытеснение), относительная сила конкурентов;

7) методы и каналы продаж продукции, эффективность способов реализации;

8) анализ системы снабжения;

9) краткосрочная и долгосрочная рыночные стратегии.

7. Планы:

1) стремление предприятия сохранить свои позиции и активно развиваться;

2) готовность предприятия к выпуску нового продукта или организации нового вида обслуживания.

8. Престиж предприятия:

1) общая репутация фирмы (предприятия);

2) проблемы юридического характера у предприятия (фирмы) или его руководства или проблемы, отражающиеся на репутации;

3) мнение о предприятии (фирме) в отрасли (если возможно).
Приложение 15

1. Оценка экономического потенциала предприятия

1. Оценка имущественного положения:

1) величина основных фондов (ОФ) и их доля в общей сумме активов (таблица 3.1);

2) коэффициент износа ОФ;

3) общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия;

2. Оценка финансового положения:

1) величина собственных финансов и их доля в общей сумме источников;

2) коэффициент покрытия (общий);

3) доля собственных оборотных средств в общей их сумме;

4) доля долгосрочных финансовых займов в общей сумме источников;

5) коэффициент покрытия запасов;

6) коэффициент платежеспособности.

3. «Больные» точки финансового положения предприятия:

1) убытки;

2) ссуды и займы, не погашенные в срок;

3) просроченная дебеторская и кредиторская задолженность (Таблица 3.2);

4) векселя, выданные просроченными.

2.1. Оценка результативности хозяйственной деятельности

1. Оценка прибыльности:

1) прибыль;

2) рентабельности общая;

3) рентабельности основной деятельности.

2. Оценка динамичности хозяйственной деятельности:

1) сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансирование капитала;

2) оборотность активов;

3) продолжительность операционного и финансового цикла;

4) коэффициент погашаемости дебиторской задолженности;

3. Оценка эффективности использования экономического потенциала

1) рентабельности авансируемого капитала;

2) рентабельность собственного капитала.

4. Оценка положения на рынке ценных бумаг:

1) доход на акцию;

2) ценность акции;

3) рентабельность акции;

4) коэффициент котировки акции.
При твердой цене растущий спрос на продукцию вызывает увеличение валового дохода (OR), поскольку средние переменные издержки и предельные издержки остаются практически неизменными до достижения полной мощности предприятия (т.С), валовые издержки представлены линией АВС. Таким образом, прибыль измеряется расстоянием между двумя линиями по вертикали, т.В – предел рентабельности, где убытки переходят в прибыль.

Заключение

Данное Учебно-методическое пособие предлагает студенту алгоритм действий, который, при условии его выполнения, окажет посильную помощь в написании курсовой / дипломной работы, оформлении отчетов по практике. Последовательное движение от выбора темы, изучения научной литературы, формирования своего понимания проблемы до логичного изложения этого понимания в курсовой / дипломной работе способен осуществить лишь тот студент, который систематически работает над темой, постоянно консультируется с преподавателем, анализирует свои удачи и промахи. Студент отвечает за правильность оформления принятых им решений и защищает их во время сдачи курсовой работы / дипломного проекта.

Приобретенные умения составления итоговых работ позволят будущим специалистам не только грамотно анализировать экономические процессы, но и предлагать решения, изложенные кратко, четко и в доступной для понимания форме.