Актуальность проблемы. Проблема формирования личности относится к фундаментальным не только в педагогической, но и в социальной, политической, культурной сферах общественной жизни. Ведь все преобразования, происходящие в обществе вообще и в одном из самых сложных и человекоемких из них – в сфере образования в частности, сосредоточиваются на личности – главном действующем лице и субъекте общественно-исторического процесса.
В современных сложных и полных противоречий процессах осмысления реалий XXI века, педагоги должны сохранять баланс, не выпускать из поля зрения социально-политические, идеологические и социальные процессы, которые постоянно меняются и будут продолжать меняться.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС) и Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" ориентируют школьное историческое образование на развитие и социализацию личности учащихся, формирование у них национального самосознания, общей культуры, мировоззренческих ориентиров, способности к саморазвитию и самообучению в условиях глобальных изменений и вызовов. Ориентируясь на формирование новой модели выпускника школы, историческое образование должно способствовать становлению личности, которая:
имеет четкую гражданскую позицию;
способна свободно ориентироваться в общественной жизни;
способна осознавать свою роль и ответственность перед обществом и государством;
является носителем российской культуры и уважает культуру других народов;
чтит национальные и общечеловеческие ценности;
готова реализовать себя в поликультурной и полиэтнической среде;
способна к предприимчивости и инициативности;
осознает право и выбор модели собственного поведения;
умеет формировать собственную оценку явлений, событий и фактов общественной жизни.
Реализация этой цели осуществляется через развитие основных составляющих исторического сознания:
накопление знаний об основных событиях, явлениях и процессах, их интерпретация;
овладение способами мыслительных действий, необходимыми для постижения современного и прогнозирования будущего (логическое, аналитическое творческое мышление);
сопереживание людям, оказавшимся в водовороте неблагоприятных исторических событий (эмпатическое мышление).
Концепция новой российской школы вносит коррективы и в модель учителя, который перестает быть единственным источником и носителем информации; становится коучем, фасилитатором, тьютором образовательного процесса.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что учителя истории, реализуя основные требования ФГОС по уровню ученических компетентностей, ориентируются одновременно на две программы: учебные программы по истории России и всемирной истории для 5-9 и 10-11 классов и программу основного государственного экзамена (далее – ОГЭ). На первый взгляд, между ними нет разногласий, но глубокий и содержательный анализ показывает, что существует ряд проблем. Программа ОГЭ в основном сориентирована на запоминание фактов, в меньшей степени – анализ и синтез; не все предметные исторические компетентности проверяются задачами ОГЭ. Программа по истории и всемирной истории для 5-9 и 10-11 классов ориентирует учителя на написание учениками исторических произведений-эссе, подготовку проектов и т.п. Чтобы совместить и уравновесить требования обеих программ, учителям истории необходимо организовывать для девятиклассников занятия по подготовке к ОГЭ, включающие тестовые задания на установление последовательности и соответствия. Педагогическая практика показывает: там, где учитель практикует такие задания при повторении и обобщении изученного материала, у школьников не возникает проблем со сдачей ОГЭ.
При написании курсовой работы использовались труды современных ученых и методистов, в частности таких, как: И. А. Артасов, В. И. Егорова, В. А. Клоков, А. Ю. Морозов, Р. В. Пазин и др.
Объект исследования – обучение истории в школе;
Предмет исследования – методические условия подготовки к ОГЭ как формы итоговой аттестации по истории;
Цель – изучение методических условий подготовки к ОГЭ по истории как формы итоговой аттестации.
Задачи:
раскрыть основные цели и задачи ОГЭ по истории;
провести анализ нормативно-правых документов и охарактеризовать структуру ОГЭ по истории (кодификатор, спецификатор, демо версия, нормативно-правовые акты);
провести анализ учебно-методической литературы по подготовке к ОГЭ по истории (можно использовать онлайн курсы и видео лекции, сборники заданий);
спроектировать занятия по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ.
Методами исследования данной темы являются сравнительный, системный и проектный методы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО ИСТОРИИ
1.1. Основные цели и задачи ОГЭ по истории
ОГЭ представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования требованиям ФГОС.
Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Порядком
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего образования, утверждённым приказом
Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.
Целью ОГЭ по истории является оценивание уровня сформированности исторической компетентности учеников 9 класса, определение соответствия учебных достижений ученика образовательному стандарту и действующей программе.
Проведение ОГЭ предусматривает проверку сложившихся у учащихся знаний об основных политических, социально-экономических, культурных событиях, явлениях и процессах прошлого, деятельности выдающихся исторических деятелей, а также сформированности у учащихся общепредметных исторических умений [Сидорова, 2020]. Тестовые задания должны проверять знания и умения учащихся:
называть исторические даты, хронологические границы, периоды важнейших событий и процессов, понятия, места событий, обстоятельства, участников, результаты событий, памятники культуры;
определять хронологические рамки социально-экономических и политических событий, их последовательность и синхронность, устанавливать соответствие между явлениями, процессами, событиями и периодами, эпохами;
локализовать историко-географические объекты и исторические факты (события, явления, процессы) на карте;
описывать ход, внешние признаки событий, памятники культуры разных эпох;
характеризовать (определять существенные характерные черты, составляющие, этапы, вехи) событий, явлений и процессов прошлого, деятельность выдающихся исторических фигур;
устанавливать соответствие между одиночными фактами и типичными общими явлениями, группировать (классифицировать) факты по указанному признаку....