Актуальность темы. Во все времена и эпохи, во всех цивилизованных странах общество и школа ставили перед собой задачу воспитывать гражданина – человека с определенным набором прав и обязанностей, который уважает и соблюдает нормы и правила общежития, принятые в данном обществе, чтит традиции своих соотечественников. Все государственные и общественные институты, Конституции, мораль, право, идеология таких стран направлены на воспитание граждан. Сегодня, как никогда, обществу нужна новая школа, – с новой философией воспитания, новой педагогикой, новым содержанием, новыми отношениями, – школа, которая может воспитать счастливого человека, развитую личность.
Задача современной школы – не просто дать ученику багаж знаний, умений и навыков, но и сделать его компетентным, т.е. способным самостоятельно приобретать и использовать знания в различных жизненных ситуациях; готовым брать на себя ответственность, быть активным в общественной жизни; уважающим чужую историю и культуру. Все это требует переориентации учебно-воспитательного процесса на развитие личности ученика.
Поэтому работа современной школы направлена на реализацию стратегических государственных задач реформирования содержания образования, в частности, на создание условий для развития и самореализации каждой личности как гражданина РФ, формирование поколения, способного учиться на протяжении жизни, создавать и развивать ценности гражданского общества.
Воспитание – это сложная и во многом не определенная система, тесно связанная с обществом и его реалиями. А нынешние реалии требуют перехода от приоритетной ценности знаний к приоритетности индивидуального опыта ребенка, к поиску путей формирования жизненной его компетентности. Личностно-ориентированный подход сочетает воспитание и образование в единый процесс помощи, поддержки, социально-педагогической защиты, развития ребенка.
Объект исследования – воспитательная система школы.
Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс МБОУ Усть-Бузулукская СШ.
Целью курсовой работы является – исследование воспитательной системы школы как органической части целостного учебно-воспитательного процесса.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
раскрыть признаки и структуру воспитательной системы школы;
разработать типологию современных воспитательных систем школы;
составить краткую характеристику МБОУ Усть-Бузулукская СШ;
провести анализ воспитательной работы МБОУ Усть-Бузулукская СШ.
Методы исследования. В работе использован теоретический анализ психолого-педагогической литературы, а также применены такие методы познания, как: структурный и системный анализ, типология.
Исследованием воспитательной системы современной школы занимались такие ученые, как: Е.А. Акиньшина, О.Н. Газизова, И.В. Галкина, М.А. Горшкова, К.П. Ермоченко, Е.В. Зюзина, Ю.В. Кудинова, Л.А. Курбатова, Е.В. Куренная, А.К. Кусаинов, Г.А. Лаптева, А.К. Лукина, Е.Г. Матвиевская, Л.В. Неклюдова, Е.А. Овсянникова, А.И. Пешхоева, С.В. Попова, Г.И. Прокопенко, Э.С. Сабиева, Е.В. Смирнова, Т.В. Стаховский, И.А. Федорова, Р.С.Э. Юшаева и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введение, двух глав, заключения и библиографии.
ГЛАВА I. Воспитательная система школы: признаки, структура, значение, типология
П 1.1. Признаки и структура воспитательной системы школы
Общенаучное понимание понятия «системы» рассматривается как сочетание, устройство, образование, совокупность качественно определенных элементов, между которыми существует закономерная связь или взаимодействие. В то же время учеными уточняется, что система – это определенный объект изучения, которому присущи целостность или который рассматривается как единое целое [Овсянникова Е.А., 2019]. Объект может быть материальным (реальным), может быть мыслительным (абстрактным), и может быть совокупным (материальные и абстрактные образования).
Каждая система имеет определенные признаки. Среди основных выделяют:
целостность (комплекс взаимосвязанных элементов);
подчиненность компонентов,
взаимосвязь со средой;
система является элементом системы более высокого порядка, и нередко отдельные элементы сами могут быть подсистемами по отношению к общей системе [Горшкова М.А., 2020].
Итак, система – это не простое соединение отдельных частей в единое целое, а целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство, определенная взаимосвязь со средой; является элементом системы более высокого порядка, и нередко отдельные элементы сами могут быть подсистемами по отношению к общей системе. Таким образом, можно сделать вывод, что системность объекту придает не столько количество элементов, а характер системообразующих связей и отношений.
На сегодняшний день, в каждом учебном общеобразовательном учреждении можно выделить различные системы и подсистемы. Это может быть воспитательная система, методическая система, система работы с родителями, система работы с одаренными школьниками и др.
Воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения (организации).
Школа однотипна по строению, всегда своеобразна в своем внутреннем содержании, т.е. имеет свои специфические аспекты, которые определены влиянием среды, субъектами (ученики, учителя, родители), традициями и др. Воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретной учреждения (организации) [Смирнова Е.В., 2019].
Таким образом, воспитательная система школы – это целостное образование, которое организуется в процессе интеграции основных компонентов образования и воспитания (цель, субъекты, их деятельность, общение, отношения, кадровый потенциал, материальная база, среда), что способствует развитию и саморазвитию личности, созданию своеобразной, развивающей и воспитывающей среды общеобразовательного учреждения.
Проблема определения структуры воспитательной системы до конца не решена. Выделяемые компоненты разнообразны по характеру и содержанию. Для того, чтобы исследовать структуру воспитательной системы для начала проведем анализ воспитательной системы школы, которая достаточно разработана и обоснована.