Магистр 34
Вид работы: курсовая работа
Дисциплина: дошкольная педагогика
Тема: Совместная деятельность в дошкольной педагогике: средство приобщения детей к социальным нормам и правилам поведения.
Количество страниц: 37
Уникальность: 68%
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ВГСПУ»)
Дошкольная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста (от рождения до поступления в школу). Она исследует специфику физического, психического, социального развития ребенка в данном возрастном периоде, разрабатывает и обосновывает содержание, формы, методы и средства организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях и семье, направленные на формирование целостной личности ребенка, его подготовку к школьному обучению. Дошкольная педагогика тесно связана с другими науками, такими как психология (возрастная, детская, педагогическая), физиология, социология, гигиена, валеология, и опирается на их достижения. Предметом дошкольной педагогики является целостный педагогический процесс развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды. Цель дошкольной педагогики – научно обосновать и разработать наиболее эффективные пути и средства организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие полноценное развитие личности ребенка и успешную его адаптацию к условиям школьного обучения.
Выбор темы курсовой работы по дошкольной педагогике – ответственный и важный шаг, поскольку тема должна быть не только интересна вам лично, но и актуальна в современной практике дошкольного образования, а также позволять провести полноценное исследование или анализ. Тема должна быть не только интересна вам лично, но и актуальна в современной практике дошкольного образования, а также позволять провести полноценное исследование или анализ. Исходите из проблем современной дошкольной педагогики, например, развитие познавательных способностей: развитие логического мышления, формирование исследовательских умений, использование информационно-коммуникационных технологий для развития познавательной активности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Особенности приобщения у детей дошкольного возраста социальных норм и правил поведения
1.2. Приобщение детей к социальным нормам и правилам поведения путем совместной деятельности
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика уровня по приобщению социальных норм и правил поведения детей старшего дошкольного возраста
2.2. Методика организации совместной деятельности по приобщению к социальным нормам и правилам поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста по приобщению социальных норм и правил поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Тема курсовой работы является актуальной, поскольку она затрагивает одну из важнейших этапов формирования личности детей. Правильная социализация в коллективе является неотъемлемой частью жизни ребенка как со сверстниками, так и со взрослыми. Правильный подход к приобщению социальных норм и поведения детей всегда будет важным и дальнейшим исходом в жизнь.
Совместная деятельность дошкольников является важным средством приобщения к социальным нормам и правилам поведения. В процессе совместной деятельности дети учатся работать в команде, уважать друг друга, делиться ресурсами и принимать решения коллективно. Это помогает им развивать навыки коммуникации, сотрудничества и лидерства, что необходимо для успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми в будущем. Кроме того, совместная деятельность способствует формированию у детей таких качеств как ответственность, толерантность и уважение к другим культурам и мнениям.
Проблема. Одной из основных проблем совместной деятельности дошкольников является отсутствие единого подхода к ее организации и проведению. Некоторые педагоги используют слишком сложные игры и задания, которые не соответствуют возрасту детей, а другие – наоборот, предлагают слишком простые задачи, которые не вызывают интереса у малышей. Кроме того, часто возникают проблемы с координацией действий между детьми, что может привести к конфликтам и недопониманию.
Исходя из актуальности и проблемы была сформирована тема исследования: «Совместная деятельность дошкольников как средство приобщения к социальным нормам и правилам поведения».
Объект исследования – приобщение к социальным нормам и правилам поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – социальные нормы и правила поведения дошкольников.
Цель исследования – изучить влияние совместной деятельности детей на приобщение социальных норм и правил поведения детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, были сформированы задачи исследования:
– рассмотреть приобщение социальных норм и правил поведения детей дошкольного возраста;
– изучить особенности совместной деятельности детей;
– исследовать уровень приобщения социальных норм и правил поведения детей старшего дошкольного возраста;
– разработать игры и задания по совместной деятельности детей, направленные на приобщение к социальным нормам и правилам поведения.
– проанализировать результаты совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста на приобщение социальных норм и правил поведения.
Гипотеза исследования – совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста способствует повышению уровня приобщения к социальным нормам и правилам поведения.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение и эксперимент.
Теоретические основы исследования составили научные исследователи М. В. Ковалева, С. Г. Якобсон, Т. А. Анахина, П. И. Бархатова, Н. И. Болдырев, Р. С. Буре, И. Н. Курочкина, Л. Н. Стрелкова и Л. С. Выготский.
Практическая значимость. Данную работу можно использовать воспитателям дошкольных учреждений для приобщения детей к социальным нормам и правилам поведения.
База исследования: МАОУ «Хулимсунтская СОШ с кадетским и мариинским классами» структурное подразделение Детский сад «Комарик».
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к социальным нормам и правилам поведения
Период дошкольного возраста играет несомненно главенствующую роль в становлении и развитии личности, и безусловно отличается своей неповторимостью. Он является временем, когда ребенок активно и насыщенно преображается не только эмоционально и физически, но и в формировании его неповторимого характера и уникальных качеств.
Дети дошкольного возраста обладают значительно большими способностями, по сравнению с младенцами. На этом этапе они уже становятся самостоятельными, активными и испытывают интерес к миру вокруг себя. Ребенку окружающая действительность представляется огромной и захватывающей, полной разнообразных устройств и возможностей. Каждый день дошкольника наполнен новыми впечатлениями: новые лица, предметы, события, животные и многое другое [4, с. 20].
Дошкольный период характеризуется особой впечатлительностью, и избыток ярких событий и встреч может серьезно истощить его энергию. Поэтому важно учесть режимные моменты, которые должны быть сбалансированы между отдыхом, активным обучением и играми [9, с. 232].
Мир, воспринимаемый ребенком, ограничен его собственным маленьким мирочком – игрушечной лопаткой, проблемами в его маленьком домике и так далее. Родители, наоборот, уже расширили свои горизонты и накопили гораздо больше опыта. Именно поэтому они могут помочь детям просмотреть мир шире и раскрыть свой потенциал. Чем скорее родители осознают этот факт и начинают передавать свои знания, тем лучше. Ведь упущенный момент может стать судьбоносным и привести к утрате возможности развивать важные навыки.
По своему мироощущению, дошкольник, все еще эгоцентричен – он наивно полагает, что мир вращается только вокруг него, что все взрослые вокруг, заботятся только о нем, и он всегда сможет на них рассчитывать (отсюда и детская доверчивость) [12, с. 31].
Начиная свой жизненный путь, ребенок неосознанно усваивает первые нормы поведения, закладываемые семейным окружением. Однако, присоединившись к детскому саду, юный человек вступает в новый мир, где дисциплина и правила общения являются неотъемлемой частью гармоничной жизни в коллективе. Только соблюдая эти передовые нормы, можно обеспечить себе приятное существование в рамках детской команды.
Одним из важнейших аспектов дошкольного образования является роль воспитателя. Взрослые играют активную роль в формировании позитивного отношения детей к окружающим людям, научая их уважению и терпимости независимо от их социального, расового и национального происхождения. Кроме того, взрослые активно содействуют развитию ответственности у детей, внушая им чувство ответственности за свои слова и поступки [13, с. 764].
Они также уделяют особое внимание развитию коммуникативных навыков у детей, помогая им распознавать эмоции и настроения людей вокруг, а также выражать свои собственные чувства. Взрослые активно учат детей различным способам разрешения конфликтов, устанавливанию контактов и достижению соглашений. Кроме того, они помогают детям овладеть элементарными правилами этикета.
У раннего детского возраста характерной чертой является выраженная способность к подражанию. Однако, неразвитость способности контролировать свое поведение и осознавать его этическое содержание может приводить к нежелательным поступкам. Представленные обстоятельства придают особую значимость формированию нравственных навыков, которые со временем превращаются в нравственные привычки в процессе накопления опыта. Воспитатель способствует формированию у детей различных навыков поведения, которые отражаются в уважении к взрослым, положительном отношении к сверстникам и бережливом отношении к вещам. Эти навыки, ставшие привычкой, нормализуют поведение: приветствие и прощание становятся обыкновенностью, благодарность за оказанную услугу, аккуратность при размещении предметов на свои места, приличное поведение в общественных местах и вежливое обращение при просьбе.
В самых обычных ситуациях, педагог всегда играет важную роль в воспитании. Воздействие воспитателя охватывает разнообразные аспекты. Например, когда он учит ребенка снимать одежду после прогулки, он не только развивает навык самообслуживания, аккуратно складывания одежды, но также формирует у него бережное отношение к вещам [17, с. 53].
В процессе такого обучения, дети также учатся быть аккуратными, целенаправленными, внимательными к своим сверстникам, заботиться о них и быть внимательными.
Воспитание детей с живой радостью к жизни играет значительную роль. Сердце этого качества – это оптимистичное мышление, уверенность в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим. Это положительно влияет на характер и все виды деятельности ребенка, а также на его отношения с сверстниками.
Одним из ключевых инструментов формирования живой радости к жизни является создание активной, позитивной эмоциональной атмосферы в детском саду, наполненной разнообразной и захватывающей деятельностью.
Приобщение основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл, который включает [23, с. 138]:
а) знание этикетного правила;
б) понимание его разумности и необходимости;
в) умение применять его прагматически;
г) эмоциональное переживание от его выполнения.
Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, снова возвращаются к изучаемому правилу, но на более высоком уровне.
Роль родителей и воспитателей важны для помощи ребенку в исследовании тайн мира, отношений между людьми и освоении поведенческих навыков, которые необходимы для достижения уверенности в обществе.
Культура поведения в детском возрасте формируется поэтапно. В процессе развития, с учетом возрастных особенностей, дети осваивают культуру деятельности, культуру общения, а также приобретают навыки и привычки гигиены [1, с. 2].
Выделяет следующие этапы воспитания культуры поведения и отношений:
Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов –упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.
На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна «методика предвосхищения». Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его.
Например: «Сейчас мы с тобой пойдем к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он в ответ тебе обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети», «Дети, вы, конечно, все помните, как нужно пройти по коридору в музыкальный зал, чтобы не разбудить малышей? Я не сомневаюсь, что вы пройдете тихо». Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению.
На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И пусть пока он еще много делает ради похвалы, бояться этого на данном этапе не следует. Похвала необходима каждому человеку, она укрепляет его уверенность в себе. Ребенку-дошкольнику это особенно важно.
На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета. Можно немного рассказать дошкольникам об истории возникновения этикета, о традициях культуры поведения у людей в разные времена и в разных странах и, конечно, о содержании этикета в группе детей.
Важно воспитывать у детей навыки конкретного поведения и языка выражения своих чувств, а также учить их сдерживать эмоции, если они могут причинить обиду или дискомфорт окружающим.
Воспитание культуры поведения представляет собой сложную задачу, требующую педагога прикладывать осознанные и глубокие усилия, а также применять разнообразные педагогические методы из множества доступных инструментов [16, с. 120]. Это такие методы как: введение правил культуры поведения; упражнения на их закрепление; оценка поступков детей; этические беседы; чтение художественной литературы; беседы по художественным произведениям; игры; положительный пример для детей; экскурсии; просмотр кукольных спектаклей и инсценировок; занятия.
Воспитатели непрестанно влияют на приобщение этичного поведения детей, прибегая к различным организационным методам: проведению занятий, организации игр, ведению бесед, контролю режимных моментов как в реальных ситуациях, так и в специально созданных обстановках [20, с. 321].
Мальчики играли на участке в снежки и попали девочке в лицо, та расплакалась. Как лучше отреагировать воспитателю? Наказать виновников? Пожалеть девочку? Сделать вид, что не заметил?
Воспитатель предложил детям почитать; все расселись вокруг него, но одна девочка осталась стоять: ей не хватило стула. Для чего воспитатель создал такую ситуацию? Постоянное закрепление и позитивная оценка поведения создают условия для осознанного и эмоционального выбора того или иного действия и поступка.
Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов.
Принципы воспитания: воспитываем детей в процессе их деятельности, сочетая педагогическое руководство с развитием детской инициативы и самостоятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, при единстве требований воспитателя и родителей.
Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.
Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манер поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.
Вариантов педагогического воздействия на детей с целью овладения ими этикетными навыками существует множество. Следует выделить основные методы, применяемые при обучении детей правилам этикета: постепенное формирование, регулярные практические упражнения, создание ситуаций, способствующих воспитанию и ответственному поведению, предоставление положительных ролевых моделей, поощрение достижений и применение наказания в случае необходимости [16, с. 43].
Маленькому ребенку всегда нужен кто-то, на кого он может равняться, олицетворяющий пример прекрасного поведения. Этим образцом могут стать его воспитатель, любимый родитель, проверенный друг или даже герой из книг или сказок.
1.2. Приобщение детей к социальным нормам и правилам поведения путем совместной деятельности
Процесс приобщения к нормам поведения будет осуществляться более эффективно, если учитывать возрастные особенности детей. Приобщения к нормам поведения у детей дошкольного возраста в ДОУ происходит в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которое имеет несколько направлений. Содержание указанной образовательных области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами ФГОС ДО (рисунок 1).
Педагогам в ДОУ необходимо создавать условия для формирования у детей элементарных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо; воспитывать эмоциональный интеллект: обращать внимание детей на деловые качества человека, такие как аккуратность, трудолюбие, а также на личностные качества, такие как чуткость, доброжелательность; способствовать формированию опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.
Важно правильно научить детей играть, учитывая элементарные правила поведения: воздерживаться от неконтролируемых толчков, сохранять целостность игровых построек других детей и не отнимать их игрушки. В играх младшие дошкольники отображают свои жизненные впечатления. Сначала это впечатления, получаемые от ближайшего окружения.
Постепенно круг впечатлений расширяется: ребенок посещает детский сад, сопровождает родителей в гости, на покупки, в аптеку. Детям читают сказки, они смотрят мультфильмы [6, с. 4]. Все это обогащает содержание их сюжетно-ролевых игр. Младшие дошкольники все еще нуждаются во взрослом, который выступает законодателем поведенческих норм и правил. В исследованиях Л. С. Выготского, М. В. Ковалева, С. Г. Якобсона выделены особенности детей младшего дошкольного возраста.
Даже свобода самовыражения в возрасте от трех до пяти лет не должна исключать ознакомление детей с основами безопасного поведения внутри и за пределами помещения. Даже с малышней мы уже успеваем разговаривать о правилах и нормах поведения, а, главное, ребятишки сами славно сориентировались в допустимых и недопустимых пределах. Вот только наш непоседливый продукт, например, отлично понимает, что действительно можно делать у бабушки, но стоит осторожничать, когда мы в стенах собственного дома.
Ребенок в младшей группе способен к элементарному самообслуживанию: ест с помощью вилки и ложки; одевается и раздевается самостоятельно, если не может, то обращается за помощью ко взрослым, вешает свою одежду на стул; игрушки, которые разбросал, уже может убрать на свое место. [2, с. 681].
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных
1.Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
2.Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
3.Роль игры в социализации детей дошкольного возраста.
4.Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения.
5. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.
6.Предупреждение и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
7.Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
8.Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
9.Роль семьи в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. В курсовой работе анализируется влияние семьи на формирование личности дошкольника.
10.Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста в условиях образовательного процесса.
11.Использование игровых технологий в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.
12.Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста: современные подходы и методы.
13.Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
14.Патриотическое воспитание дошкольников: формы и методы работы.
15.Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.