Актуальность темы исследования. Существующая социальная ситуация требует от современного человека высокого уровня навыков адаптации к меняющемуся миру. Большинство людей, однако, не готовы к быстрым изменениям в окружающей среде и к новым условиям существования в ней, в результате чего разрушаются имеющиеся межличностные отношения, человек не имеет возможности или оказывается не способным сформировать новые, хоть и испытывает потребность в них. Снижение количества и качества социальных контактов, поверхностный характер отношений, неудовлетворенность реальной эмоциональной близостью со значимыми людьми вызывает негативные чувства, среди которых не последнее место занимает чувство одиночества.
Конечно, переживание чувства одиночества может стать ресурсом самосовершенствования, поскольку дает возможность погрузиться в личностную рефлексию и, тем самым, способствовать развитию положительных личностных качеств. Оно активизирует внутренний диалог, заставляет задуматься над смыслом своего существования, глубже понять самого себя. Однако в большинстве исследований одиночество рассматривается, в первую очередь, как негативное переживание, которое сопровождается чувствами покинутости, отчужденности, ненужности. Переживание одиночества не только порождает множество проблем в социальной среде, обостряет возрастные и личностные изменения, но и проявляется в дезадаптации и ухудшении психического здоровья.
Эта проблема становится значимой в период ранней взрослости, когда человек активно осваивает и сознательно преобразует природу, общество и собственную индивидуальность, которая имеет уникальное динамическое соотношение пространственно-временных ориентаций, волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности. Этим соотношением определяется свобода субъектного самоопределения личности в ее поступках и мера ответственности за их (включая и подсознательно непредвиденные) последствия перед природой, обществом и своей совестью.
Имеющиеся межличностные отношения, паттерны поведения и эмоциональные переживания являются основой, на которой личность строит свое будущее. Недостаточный уровень развития навыков межличностного взаимодействия, изменение социальной ситуации развития, личностные характеристики, в частности эмоциональная нестабильность и другие обстоятельства влекут возникновение чувства одиночества в период ранней взрослости и болезненного его переживания, которое, как следствие, становится значимым психологическим фактором дальнейшего разрушения социальных и межличностных отношений индивида, вызывает изменения в социальных потребностях человека, в его отношении к собственному "Я", к окружению и к жизни в целом.
Степень изученности темы. В общетеоретическом плане проблемой одиночества занимались представители зарубежной психологической науки, такие как: Н.М. Брэберн, Р.С. Вейс, К.Э. Изард, А.Н. Крайнес, С.М. Медоуз, Н. Пезешкиан, Д. Перлман и. Л. Пепло, К. Роджерс, У.А. Садлер, Р.А. Спилтс. Исследование одиночества в отечественной науке проводились менее интенсивно. Различные социальные и психологические аспекты этой проблемы раскрыты в работах Е.П. Ильина, И. Кона, Д.А. Леонтьева,О.В. Носковой, Е.Ф. Рыбалко, С.Л. Рубинштейна и др.
Актуальность и недостаточное изучение проблемы обусловили выбор темы курсовой работы.
Объект исследования – эмоциональные состояния личности в период ранней взрослости.
Предмет исследования – переживание чувства одиночества в период ранней взрослости.
Гипотеза исследования – отношение субъекта к переживанию одиночества в период ранней взрослости зависит от эмоциональных черт его личности.
Целью курсовой работы является исследование эмоционального состояния и субъективного переживания одиночества в период ранней взрослости.
Задачи исследования:
изучить понимание эмоциональных состояний в отечественной и зарубежной психологии;
раскрыть сущность переживания одиночества в период ранней взрослости;
провести эмпирическое исследование эмоционального состояния человека в период ранней взрослости;
исследовать переживание одиночества в период ранней взрослости.
Методы исследования. Для решения поставленных задач, в курсовой работе использовался комплекс психологических методов, среди которых:
теоретические методы: анализ, синтез, обобщение;
эмпирические методы: комплекс стандартизированных психологических методик (методика диагностики уровня субъективного переживания чувства одиночества Рассела-Фергюсона, опросник К. Изарда "Основные эмоциональные черты");
методы статистической обработки эмпирических данных: сравнение средних, корреляционный анализ (статистическая обработка осуществлялась с помощью программы IBM SPSS Statistics Base 22.0).
Эмпирическое исследование проводилось в течение 2018 г. в г. Волгограде. Общий объем выборки составил 20 человек в возрасте от 20 до 40 лет (10 женщин и 10 мужчин).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ПОНЯТИЯ ОДИНОЧЕСТВА
1.1. Понимание эмоциональных состояний в отечественной и зарубежной психологии
Эмоции и чувства – это переживания человека, которые сопровождают его поведение, характеризуют отношение ко всему, что ее окружает, к своей личности.
Источник возникновения эмоций – среда, поведение людей, объективная действительность. Чувства – это человеческие, обобщенные переживания отношения к человеческим потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции. Эмоции являются стимулом к действию, побуждают нас к принятию решения. Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни и формировании личности. Благодаря эмоциям и чувствам мы являемся полноценными человеческими существами. В наших эмоциях отражены наши потребности и интересы, проявляются воля и характер.
Человек не только познает мир в процессах восприятия, воображения и мышления, но вместе с тем, так или иначе, относится к определенным фактам жизни. Разнообразные реакции психики на объект или ситуацию связываются с возникновением эмоций. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к любой ситуации, к другим людям, к самому себе. Кроме того, в более широком понятии "эмоция" рассматривается как целостная реакция личности, включающая не только психический компонент, но и специфические изменения в организме, сопутствующие данному переживанию.