ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - великая ценность. Вырастить ребенка здоровым, сильным, умным - одна из главных задач родителей и педагогов детского сада. Сегодня перед ДОУ стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья дошкольников, то есть разработка мер по здоровьесбережению, внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих и корректирующих технологий.
В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводиться правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.
Формирование умений с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям окружающей среды, приобщать к ценностям здорового образа жизни становится приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста, где цель состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость физического, психического, интеллектуального и социального здоровья для развития нравственных качеств и душевных сил, личностного становления, будущей успешности и самореализации в жизни.
Адаптивная физическая культура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата; сокращение двигательной активности детей из - за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.
Именно своевременность использования физических упражнений с профилактической целью является наиболее значимым фактором внедрения лечебной гимнастики в практику коррекционной работы дошкольных учреждений. Применяемые в лечебной гимнастике физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме занятия, становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата.
В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. По мнению педиатров, одно из первых мест среди отклонения в состоянии здоровья детей занимают нарушения осанки и свода стопы. Таким образом, среди нарушений опорно-двигательного аппарата дефекты осанки и плоскостопие являются наиболее часто встречающимися.
К сожалению, на сегодняшний день около 70 % детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. Деформации скелета самым неблагоприятным образом сказываются на развитии внутренних и приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью. В этой связи решено проанализировать использование технологий адаптивной физической культуры для решения коррекционно-развивающих задач в процессе занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на примере нарушения осанки и свода стопы.
Объект исследования - процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением осанки и плоскостопием.
Предмет исследования - средства и методы адаптивной физической культуры для детей младшего школьного возраста с нарушением осанки и плоскостопием.
Цель исследования - на основе анализа научно-методической литературы раскрыть методику физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением осанки и плоскостопием.
Названная цель обусловила следующие задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2) выявить средства и методы адаптивной физической культуры для детей младшего школьного возраста с нарушением осанки и плоскостопием;
3) определить особенности методики проведения занятий для детей младшего школьного возраста с нарушением осанки и плоскостопием.
Курсовая работа по своей структуре состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1. Особенности реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями на занятиях по адаптивной физической культуре
Физическое воспитание - приоритетное направление в развитии ребенка. Это утверждение подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в основных задачах которого указана необходимость полноценного физического развития ребенка, всестороннего укрепления их здоровья.
Основной целью вовлечения людей с ограниченными физическими возможностями в систему регулярных занятий физической культурой являются восстановление утраченного контакта с социальной средой, создание необходимых условий включения в общественно полезную деятельность, принятие активного участия в общественно полезной деятельности, повышение образовательного уровня и сохранение здоровья.
В большинстве научных источников адаптивная физическая культура раскрывается в виде комплексных мер оздоровительного и спортивного характера, которые направлены на адаптацию и реабилитацию в социальной среде людей с ограниченными возможностями, снятие психологического дискомфорта, препятствующего ощущению полноценной жизни, и проявление себя в социальных процессах путем внесения личного вклада в общественное развитие. Существенной проблемой реализации данного направления является недостаточность ее научного, организационного и методического обеспечения в различных учебных заведениях, где проходят обучение лица с ограниченными физическими возможностями.