Магистр 34
Заказать курсовую работу в компании "Магистр 34".
"Магистр 34" - VK
"Магистр 34" - Дзен
"Магистр 34" - YouTube
"МАГИСТР 34" - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ В НАПИСАНИИ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ.
Введение 3
Глава 1. МОРАЛЬ И ПРАВО КАК ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ 6
1.1. Понятие морали и права как специфических форм человеческого сознания 6
1.2. Источники права и морали 13
Глава 2. ПРАВО И МОРАЛЬ В СИСТЕМЕ СОЦИОНОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 18
2.1 Теоретико-правовой анализ различий права и морали 18
2.2. Некоторые аспекты соотношения права и морали на современном этапе 24
Заключение 30
Список использованных источников 33
Скачать эту работу в нашей группе ВК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. За более чем двухтысячелетнюю историю существования юриспруденции как науки ее представители довольно часто обращались к выяснению соотношения права и морали, проявляя единодушие в том, что эти категории тесно взаимосвязаны между собой, наделены рядом общих черт, признаны самостоятельными нормативными регуляторами. Однако, между ними существуют принципиальные различия, отражающие присущие прежде всего им особенности. Главная из этих особенностей заключается в том, что нормы права фиксируются в письменных нормативно-правовых актах, является результатом законотворчества государства и обеспечиваются силой государственного принуждения. Моральные же требования формируются в практике коллективного поведения, в процессе взаимного общения людей, являются отражением жизненного и исторического опыта. Нормы морали воспроизводятся ежедневно и обеспечиваются силой привычек, умений и оценок греческого мнения. Моральные нормы характеризуются неопределенностью, наличием различий в убеждениях людей в зависимости от уровня их культуры, возраста, материальной обеспеченности и т.п. Правовые же нормы – конкретны по содержанию, однозначны, разграничивают права и обязанности, имеют точно выраженные границы действия.
Повышение уровня системности общества определяет необходимость исследования роли права и морали, их взаимодействия и соотношения как основных средств упорядочения отношений между людьми. Именно поэтому анализ взаимодействия права, как основного средства государственного воздействия на общество, и морали, как важной разновидности социальных норм, создает реальные возможности внедрения в практическую деятельность субъектов правовых, моральных, этических, религиозных и других норм, которые являются неотъемлемой частью диалога между людьми в современном мире.
Степень изученности темы. Морально-правовыми проблемами развития современного общества занимались многие ученые, в частности: Н.А. Букалова , Ю.А. Гаврилова , К.А. Грандонян , А.А. Гусейнов , К.С. Еранкина , Е.С. Зайцева и др.
Объектом исследования в курсовой работе являются право и мораль.
Предметом исследования в курсовой работе является соотношения права и морали, а именно особенности их единства и взаимодействия, противоречия и отличия.
Цель курсовой работы статьи заключается в исследовании морали и права как социальных институтов, которые устанавливают в обществе правила поведения людей, согласно их моральным представлениям о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
раскрыть понятия морали и права как специфических форм человеческого сознания;
определить источники права и морали;
провести теоретико-правовой анализ различий права и морали;
выявить некоторые аспекты соотношения права и морали на современном этапе.
В курсовой работе раскрывается проблема права и морали на современном этапе. Рассматривается одна из актуальных проблем современного правосознания: взаимодействие права и морали, как ценностных регуляторов общественных отношений. Анализ проблем осуществляется в контексте общенаучных принципов: единства, отличия, взаимодействия, противоречия.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. МОРАЛЬ И ПРАВО КАК ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ
1.1. Понятие морали и права как специфических форм человеческого сознания
В контексте нашего исследования рассмотрим только теоретико-правовый и этический аспекты категории "мораль" в связи с правом как важные социальные регуляторы, имеющие влияние на эффективность правореализации и качество социальных связей. Кстати, философы термины "мораль", "нравственность" употребляют как синонимы. В юридической научной литературе значительная часть правоведов термины "мораль" и "нравственность" также определяют как синонимы, возводят их в тождественные понятия, которые являются едиными по содержанию и сущности, и считают, что они равнозначны в прикладном аспекте . Другая часть современных философов и правоведов различают эти понятия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью – степень их соблюдения, уровень внедрения нравственных принципов в праве.
Общеевропейская традиция понимания и толкования термина "мораль" происходит от ранней античности. Этимологически мораль – от латинского mos, множество mores – нрав, moralis – поучительный, моралистический. Этимологический словарь русского языка дает разъяснение термина "мораль". Мораль – система норм и принципов поведения.." – заимствование из французского языка; франц. moral "моральный, мораль" происходит от лат. moralis "моральный", связанного с mos (moris)" обычай, воля, свойство, закон", родственного с греческим "стремиться", "стремлюсь".
В некоторых европейских языках нравственность (на немецком Sittlichkeit) происходит от термина "нравы" (sitten), что и стало результатом натурализации латинского языка. Итак, синонимом морали в ее сущностном значении можно считать нравственность. В то же время отметим, что уже в самом происхождении слова "мораль" прослеживаются "истоки многозначности и нечеткости понятия, его неопределенное значение" . С одной стороны, мораль, нравственность – это сфера духовного и волевого вообще, противопоставленная физическому, телесно-материальному, с другой – отрасль человеческого поведения, нравы, обычаи вообще.
В первом случае мораль определяем как особую сферу человеческого духа – свободная воля и стремление к благу, что противостоит естественной зависимости человека и составляет ее внутреннюю автономию, а во втором – природу морали, нравственности понимаем как сферу естественных стремлений, индивидуальных и коллективных привычек, как общественно определенную и принятую поведение общностей и индивидов .
Философы определяют мораль как форму общественного сознания, совокупность норм и принципов, которыми руководствуются люди в своем поведении. А вот языковеды, а среди них такой авторитет, как В. Даль, характеризовали мораль как учение о нраве, правила для воли, совести человека. Зато нравственность – как противоположное телесному, плотскому (духовное, душевное). Христианская вера содержит в себе правила высшей нравственности. Нравственность нашей веры выше морали гражданской: первая требует только четкого выполнения законов, вторая же выставляет судьей совесть.
Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу с высоким процентом оригинальности.