ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В условиях развивающейся рыночной экономики, значительное место в обеспечении качественного осуществления экономической политики государства и выполнения взятых ею на себя функций, отводится эффективному использованию государственного сектора экономики. Процесс рыночной трансформации российской экономики свидетельствует о том, что государство способно принимать долгосрочные, стратегические решения в условиях экономической нестабильности. Зарубежный опыт убедительно доказывает высокую эффективность управления государственным сектором только в условиях выполнения государством своих функций и оптимального управления государственными (казенными) предприятиями.
В нынешних условиях прогресса экономики, из-за неэффективности своего функционирования и несовершенства регулирования, государственный сектор стал своеобразным "балластом для страны", удержание которого приводит к отвлечению значительных финансовых ресурсов, которые должны были бы использоваться для развития экономики. Функциональную нагрузку государственного сектора и уменьшение его удельного веса в экономике требуют от правительства и других институтов взвешенной политики по его регулированию. Возрастает необходимость внедрения новых, действенных инструментов влияния на государственный сектор, способных, с одной стороны, обеспечить развитие конкурентной инновационной экономики, с другой – гарантировать оказания общественно необходимых услуг и выполнения социальных задач.
Государственные (казенные) предприятия относится к субъектам хозяйствования, которым присущи определенные признаки некоммерческих субъектов и которые создаются в специально установленном порядке соответствующим органом власти и имеют особые отличия в осуществлении деятельности и сбыте продукции. Действующее законодательство регламентирует порядок создания государственного (казенного) предприятия и закрепляет цель и вид его деятельности. Возникновения государственного (казенного) предприятия обусловлено его особыми экономическими и социальными функциями в экономической системе, а именно функциями товаропроизводителя, который удовлетворяет общественные потребности в продукции, работах, услугах. Поэтому законодательный институт предприятия как субъекта хозяйствования является центральной частью системы хозяйственного права РФ, его правовой основой.
Степень изученности темы. Изучению правового положения государственных (казенных) предприятий посвящены работы: Н.А. Аблятипова, Л.М. Баталлова, А.А. Баюш, Т. А. Береговая, И. Г. Бублик, Ю.А. Волчек, А. И. Гудков, Н.З. Дихаминджия, Н. В. Разуваев и др.
Объектом исследования в курсовой работе являются государственные (казенные) предприятия.
Предметом исследования в курсовой работе являются правововй статус и особенности функционирования государственных (казенных) предприятий.
Целью курсовой работы – является исследование теоретических аспектов правового положения государственных (казенных) предприятий.
Для ее реализации в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие и признаки государственного (казенного) предприятия;
охарактеризовать правовое положение государственных (казенных) предприятий на современном этапе;
рассмотреть порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных (казенных) предприятий;
выявить проблемы функционирования государственных (казенных) предприятий на современном этапе.
Методы исследования. Для объективного исследования правового положения государственных (казенных) предприятий в основу курсовой работы положен широкий спектр общенаучных принципов и методов познания, использован ряд универсальных научных приемов: анализа, синтеза, классификации и сравнения.
Информационной базой курсовой работы послужили законодательные акты, нормативные документы государственных органов власти, официальные статистические данные и аналитические материалы, опубликованные в научной литературе и сети Интернет.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ (КАЗЕННОЕ) ПРЕДПРИЯТИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
1.1. Понятие и признаки государственного (казенного) предприятия
Государственному (казенному) предприятию присущи все общие признаки и свойства в отношении предприятия как юридического лица. Предприятие является основным звеном хозяйственного комплекса и его понятие применяется в хозяйственном, налоговом, земельном, бюджетном, наконец, административном и уголовном законодательстве РФ.
В то же время не прекращаются дискуссии в экономической и юридической литературе по поводу сути понятия "предприятие". В их основе два вопроса: 1) является ли предприятие объектом или субъектом права, и 2) каково соотношение понятия предприятия с понятием юридического лица? Согласно п. 1 ст. 132 ГК РФ предприятие – это имущественный комплекс, используемый для извлечения прибыли . ГК РФ в ст. 191 в абз. 2 п. 2 ст. 132 ГК РФ говорит об имущественном комплексе предприятия как об объекте права: "в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором".
Но это не означает, что предприятие, благодаря ГК РФ, теряет статус субъекта правоотношений. Об этом, в частности, свидетельствуют ст. 48 ГК РФ. Поэтому понятие "предприятие" лишь в отдельном значении (как целостный имущественный комплекс) может рассматриваться как объект имущественных прав. В наиболее распространенном значении такое понятие характеризует субъекта имущественных правоотношений. Сегодняшние попытки некоторых исследователей рассматривать предприятие исключительно как вещь (имущество) являются ничем иным, как навязыванием современным поколениям терминов, существовавших в дореволюционной России и сложившихся в некоторых западных странах.
Вопрос о соотношении понятия предприятия и понятия юридического лица требует углубления в экономику и природу современных хозяйственных отношений.