Введение
Глава 1. Теоретические основы организации инклюзивного образования в школе
1.1. Понятие инклюзивного образования и его место в структуре образовательного процесса школы
1.2. История и нормативные основы инклюзивного образования в России и США
1.2.1. История и нормативные основы инклюзивного образования в России
1.2.2. История и нормативные основы инклюзивного образования в США
Выводы 1 главы
Глава 2. Опытная работа по анализу организации инклюзивного образования в школах России и США
2.1. Методология сравнительного анализа организации инклюзивного образования в школах России и США
2.2. Результаты сравнительного анализа
2.2.1. Результаты анализа организации инклюзивного образования в американских школах
2.2.1 Результаты анализа организации инклюзивного образования в российских школах
Выводы 2 главы
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В России постоянно увеличивается количество детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП), которые учатся в общеобразовательных школах без соответствующего психологического и социально-педагогического сопровождения. По данным Федерального реестра инвалидов за последние три года численность детей-инвалидов школьного возраста выросла на 48,83 тысяч человек (с 462,69 тысяч человек в 2019 г. до 511,52 тысяч человек в 2021) . Отсутствие должного внимания к таким ученикам вызывает беспокойство в обществе, ведь от отношения к людям с ООП зависит сформированность интеллектуально-духовных ценностей социума. Поэтому среди актуальных проблем развития школьного образования выделяют вопросы формирования инклюзивной образовательной среды, внедрения инновационных моделей социально-педагогической поддержки и обучения школьников с ООП. Выполнение этой задачи возможно при условии изучения отечественных достижений и использования опыта зарубежных стран в области образовательной инклюзии. В частности, актуальным является заимствование опыта США, где впервые были внедрены в учебные заведения идеи прогрессивной инклюзии учащихся с ООП, проведены изменения в политике государства, которые касались новых подходов к организации инклюзивного образования и реализации его основных принципов: демократичности деятельности школ с инклюзивными классами, прозрачности учебных систем и контроля за учебными достижениями учащихся, открытости и доступности учебных заведений для лиц с ООП, улучшение качества образования и др.
Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты внедрения инклюзивного обучения в США отражены в трудах известных американских ученых: М. Айнскоу, А. Дж. Артилеса, Л. Бартона, Л. М. Данна, Дж. Дж. Харра, К. Кливера, Т. Кольбе, М. Д. Лепофски, Г. Р. Лайона, Д. Л. Макмиллана, Э. Мэри, К. Макмастера, Д. Рида, К. Руссо, У. Сейлор, Т. М. Скртика, Р. Сли, А. Сокаль, Д. Ферстегена и др.
На современном этапе развития российского образовательного пространства проблема инклюзивного образования встает очень остро и вызывает научный интерес. Некоторые вопросы образования школьников с ООП освещены в трудах российских ученых, в частности, теоретико-методические аспекты и современные тенденции развития инклюзивного образования в российской школе исследовались: Д. З. Ахметовой, Л. Ю. Вакориной, Р. Н. Жаворонкова, И. И. Молодец, С. А. Калашниковой, О. Ю. Камакиной, Е. Ю. Капустиной, А. Н. Комаричевой, И. А. Кувшиновой, Т. В Кузьмичевой, Г. Т. Лысковой, О. А. Малыгиной, О. Г. Мерк, Н. А. Палиевой, Е. С. Слюсаревой, М. С. Староверовой, О. С. Степановой и др.
Зарубежный опыт инклюзивного образования школьников в своих работах рассматривают: Б. В. Белявский, П. В. Васильева, Л. И. Курбанова, Ю. В. Мельник, О. П. Поваляева и др.
Изучение источниковой базы исследования и результаты проведенного анализа особенностей развития инклюзивного образования в России дали возможность выявить противоречия между необходимостью формирования отечественной системы образования на основе прогрессивных идей мировой практики и недостаточностью изучения опыта зарубежных государств в этой области; необходимостью нормативно-правового обеспечения развития инклюзивного образования и отсутствием соответствующих документов для правового регулирования этого процесса в России.
Таким образом, недостаточное изучение проблемы, необходимость учета опыта США в области образовательной инклюзии для совершенствования образования школьников с ООП в России обуславливают актуальность темы нашего исследования "Сравнительный анализ организации инклюзивного образования в школах России и США".
Объект исследования – инклюзивное образование в России и США.
Предмет исследования – особенности организации инклюзивного образования в России и США.
Цель исследования – на основе сравнительного анализа организации инклюзивного образования в школах России и США выявить особенности его развития и очертить перспективы внедрения прогрессивных идей американского опыта в образовательное пространство РФ.
Гипотеза исследования.
В соответствии с целью исследования определены его задачи:
раскрыть понятие инклюзивного образования и его место в структуре образовательного процесса школы;
изучить историю и нормативные основы инклюзивного образования в России и США;
описать методологию сравнительного анализа организации инклюзивного образования в школах России и США;
провести сравнительный анализ опыта организации инклюзивного образования в России и США.
Методы исследования обусловлены его целью и задачами. В работе использованы следующие методы:
1) Теоретические:
теоретический анализ и обобщение источников научно-педагогической и учебно-методической литературы (отбор, анализ, систематизация и обобщение психологической, педагогической, социально-педагогической, справочной литературы, учебников, пособий, трудов зарубежных и отечественных ученых, нормативно-правовых документов и статистических данных России и США) для определения понятийно-категориального аппарата исследования и определения направлений развития инклюзивного образования;
проблемно-хронологический – позволил определить хронологию становления и развития инклюзивного образования в России и США;
сравнительно-сопоставительный для анализа событий, явлений и фактов, прослеживание генезиса взглядов различных ученых и практиков на внедрение инклюзивного образования в России и США;
2) Эмпирические: сравнительный анализ, изучение педагогического опыта и результатов деятельности научно-педагогических работников и родителей школьников с ООП, глубинные интервью и фокус-групповые дискуссии.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Выяснена сущность понятия "инклюзивное образование". Широкая трактовка акцентируют внимание на удовлетворении таких потребностей, как участие не только в учебном процессе, но и в обществе в целом (инклюзивность через образование), доступ к образованию и социальное равенство в процессе ее получения (инклюзия в систему образования), получения качественного образования (инклюзия в пределах образования) и требуют полного реформирования образовательной системы (политики, учебных программ, структур и стратегий) и учебного процесса (содержания, методов, условий обучения и др.). Узкая трактовка инклюзивного образования характеризует ее как обеспечение права на образование детей с ООП, что является следствием нарушений в развитии, и ее получения по месту жительства.
2. Доказано, что на современном этапе развития инклюзивного образования в России, его внедрение обеспечивается в большей степени для детей с ООП, связанными с ограничениями жизнедеятельности. Кроме того, практический опыт внедрения инклюзивного образования в России свидетельствует о существовании проблемных вопросов, которые требуют более детального изучения и решения, в частности:
предвзятое и стереотипное отношение общества к лицам с ООП;
недостаточный доступ к инклюзивному образованию детей с ООП с учетом их потребностей и возможностей;
нехватка материально-технического и методического обеспечения для создания инклюзивной среды, специальных материалов и средств для обучения детей с ООП;
недостаточность специального обучения для учителей и ассистентов учителей по работе с детьми с ООП;
отсутствие комплексного подхода к определению потребностей ребенка с ООП и оказание соответствующей поддержки ему и его семье на основе междисциплинарного подхода.
3. Выделены основные этапы становления инклюзивного образования в США: сегрегация (до 1960 гг.) – маргинализация лиц с ООП; нормализация (1968-1975 гг.) – обеспечение их нормального жизненного пространства; образовательный мейнстриминг (1975-1983 гг.) – привлечение инвалидов учащихся к образовательной среде; инклюзивное обучение (1983-2004 гг.) – совместное обучение лиц с ООП со сверстниками с типичным развитием; смешанная система обучение (с 2004 г. до сих пор) – комплексная инклюзивная образовательная система.
4. Выявлены особенности организации инклюзивного образования в США (основательное нормативно-правовое обеспечение равных прав лиц с ООП; сосуществование нескольких моделей инклюзивного обучения (адаптивные учебные среды, интегрированный класс, максимизация образовательной коррекции, командная индивидуализация, кооперативное обучение, смешанная система обучения, обучения, основанной на результатах достижений учащихся); организация дифференцированного подхода к чтения учащихся через учет их образовательных потребностей; интеграция деятельности учебных заведений, научных учреждений, общественных организаций для поддержки лиц с ООП);
5. Выявлены возможности творческой реализации прогрессивных идей американского опыта в образовательном пространстве РФ (нормативно-правовое регулирование развития инклюзивного образования, создание ассоциаций педагогов инклюзивного образования; усиление мотивации учителей путем внедрения инновационных учебных программ в систему подготовки педагогов; оптимизация содержания и разнообразия форм учебного инклюзивного процесса в общеобразовательных школах).
6. В магистерской диссертации проведено исследование организации инклюзивного образования в России на примере шести школ Волгоградской области. По результатам исследования подготовлены рекомендации, направленные на совершенствование подходов в обеспечении доступа детей с ООП к инклюзивному образованию.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании методических рекомендации по реализации опыта США для совершенствования процесса внедрения инклюзивного образования в России. Результаты работы могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ, работниками центров социальных служб для молодежи, детских центров для совершенствования учебно-воспитательного процесса и вовлечение детей с ООП в общественную деятельность.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.