ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ, ПОРЯДОК ЕГО ПРИНЯТИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
В толковании понятия "политическое решение", объяснении процесса его подготовки, принятия и реализации, сути его воздействия, результатов и последствий большинство ученых придерживается системного подхода.
Реализация решения – это выполнение задач, поставленных в нем. Реализации требуют только те решения, которые между принятием и достижением цели предполагают специальную деятельность. Другие реализуются самим актом их принятия (например, объявление благодарности, назначение на должность и т.п.).
Скачать этот доклад ВК.Политическим является любое подготовленное к реализации решение, касающееся интересов субъектов политического процесса . При этом, в зависимости от степени воздействия на субъектов политического процесса, то же самое решение может быть как политическим, так и неполитическим.
Принятие политического решения является преобразованием:
политической власти в управление социальными процессами;
политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества инструменты регулирования социальных отношений.
Как указывает А.А. Дегтярев , подготовка политического решения предполагает:
выявление и структурирование политических проблем, актуальных ценностей, потребностей или возможностей, которые могут быть реализованы с помощью коллективных действий. Поскольку политические проблемы являются комплексными, многоуровневыми и многосубъектными, их определение является ключевым на этапе подготовки политического решения. Правильно сформулированная проблема является проблемой полурешенной;
установление политических ограничений – условия, задающие спектр выбора путей решения проблемы и определяются "проходимостью" политического решения в пространстве координат, заданных значимыми интересами, ценностями, идеологическими убеждениями субъектов политического процесса, способных повлиять на процесс принятия и реализации политического решения. Политические ограничения очерчивают поле политической поддержки решения;
определение политических альтернатив – потенциально возможных направлений достижения поставленной цели и решения политической проблемы с учетом установленных ограничений. Они предполагают различия в необходимых для реализации политического решения ресурсах (материальных, финансовых, организационных, человеческих, информационных, временных), политических действиях – конкретных актах или последовательностях шагов в рамках каждой альтернативы, а также политических результатах, ожидаемых для различных субъектов политического процесса.
Учитывая это, политические решения являются не оптимальными, а лишь лучшими из возможных при данных обстоятельствах. Невозможно учесть как все обстоятельства и возможности политической деятельности, так и ее результаты. Социальные взаимосвязи, которых касается то или иное политическое решение, настолько сложны, что субъекту, принимающему политическое решение, всегда следует быть готовым к самым неожиданным результатам и последствиям его реализации, в том числе и неблагоприятным.
Политическое решение, основанное на учете интересов субъектов политического процесса является одним из основных элементов политического процесса, его следует отличать от решения относительно политики (государственно-политического решения), которое касается курса политики, т.е. конкретного действия . Если политические решения принимаются субъектами политического процесса по наиболее важным общественно значимым проблемам, то государственно-политические решения, будучи подчиненными политическим, обеспечивают условия для их подготовки, принятия и реализации.
Среди современных подходов к пониманию политического решения С.В. Вавилов выделяет :
политологический – акцентирует внимание на специфических характеристиках субъектов политического процесса и властных функциях, которые отображаются в принятии политических решений;
управленческий – предполагает рассмотрение этапов и технологии принятия решений;
социологический – рассматривает влияние политических решений на общественное развитие, отношения между субъектами принятия и реализации решений;
психологический – изучает лиц, принимающих политические решения, выявляет субъективные особенности их восприятия адресатом;
нормативно-правовой – определяет рамки компетенции лиц, принимающих политические решения, директивность и обязательность их исполнения институтами власти.