Анализ государственной социально-демографической политики на территории Волгоградской области. Магистерская диссертация по государственному и муниципальному управлению.

Заказать магистерскую диссертацию по государственному и муниципальному управлению в компании "Магистр 34".

"Магистр 34" - VK

"Магистр 34" - Дзен

"Магистр 34" - YouTube

"МАГИСТР 34" - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ В НАПИСАНИИ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ..3
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ..8
1.1 Понятие и сущность социально-демографической политики..............8
1.2 Специфика реализации социально-демографической политики в РФ и за рубежом..21
1.3 Нормативно-правовые основы оптимизации социально-демографических процессов в РФ..35
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ..47
2.1 Обзор социально-демографического состояния Волгоградской области..47
2.2 Основные функции, структура и компетенция органов государственной власти Волгоградской области по реализации социально-демографической политики..55
2.3 Анализ текущего состояния деятельности органов государственной власти по реализации социально-демографической политики Волгоградской области.. 61
ГЛАВА 3. ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ..84
3.1 Основные проблемы, возникающие при реализации социально-демографической политики в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления..84
3.2 Меры по совершенствованию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при реализации социально-демографической политики..92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..111
ПРИЛОЖЕНИЯ..121

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социально-демографическая ситуация в РФ в целом и в Волгоградской области является не достаточно стабильной.
На социально-экономическое развитие каждого региона нашей страны оказывают существенное влияние количество и состав его трудовых ресурсов, для которых определяющим фактором является демографическая ситуация, сложившаяся на данной территории. В одних субъектах РФ демографическое положение совершенствуется, в связи с открытием новых предприятий и возможностью обеспечивать достойный уровень жизни населения, в других – например, можно наблюдается демографический спад, в связи с тем, что часть населения мигрирует в те районы, в которых наиболее развита промышленность и существует возможность устроиться на высокооплачиваемую работу.
Последствия демографического кризиса, возникшего в России во время трансформации экономики, несмотря на принятие комплекса мер по изменению естественного воспроизводства населения, пока еще остаются существенными, хотя темпы снижения численности населения замедлились, повысилась рождаемость и сокращается смертность.
Подобные положительные моменты во многом определяется эффективностью государственной политики в сфере социально-экономического развития РФ и отдельных ее субъектов, в частности. Данный факт и определяет актуальность темы исследования "Государственное регулирование социально-демографического развития (на примере Волгоградской области)".
Степень изученности темы. Следует отметить, что проводимое исследование не является первым в отечественной науке. Исследование проблем государственного регулирования в области социально-демографического развития опираются на работы отечественных ученых и специалистов в области демографической политики.
В качестве основных литературных источников использовались гаучные труды таких авторов, как: В. Н. Архангельский, В. П. Казначеева, Е. Е. Карповская, В. В. Кузнецов, Т. Ю. Лушникова, А. К. Осипов, П. А. Смелов, Р. Е. Торгашев, Р. Р. Хасанова, Т. Ю. Яковец и др.
Вопросы современной демографической ситуации в России, на основе обобщения статистических данных и изучения демографической политики государства и возможные направления ее реализации определены в работах: А. Ф. Агеевой, Р. Ф. Байбуриной, М. Д. Белай, Е. А. Букиной, Е. А. Гайнутдиновой, М. Б. Глотова, Ю. А. Джахбарова, А. И. Дмитриенко, Е. Н. Захаровой, И. Е. Калабихиной, А. И. Костина, А. Ю. Кочепасовой, Н. А. Латышевой, Е. Д. Ловчиковой, Е. В. Марыченковой, Д. Б. Остапенко, К. А. Репниковой, М.С. Сюповой, М. А. Цицовой, А. И. Щербакова и др.
Цель магистерской диссертации – проведение анализа государственной социально-демографической политики на территории Волгоградской области, выявление ключевых проблем и формирование предложений по более эффективной организации работы.
Достижение поставленной цели в работе предлагается посредством следующих задач:
определить понятие и сущность социально-демографической политики;
выявить специфику реализации социально-демографической политики в РФ и за рубежом;
раскрыть нормативно-правовые основы оптимизации социально-демографических процессов в РФ;
проанализировать текущее социально-демографическое состояние Волгоградской области;
раскрыть основные функции, структуру и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области в сфере социально-демографической политики;
проанализировать текущее состояние деятельности органов государственной власти местного самоуправления по реализации социально-демографической политики Волгоградской области;
выявить ключевые проблемы, возникающие при реализации социально-демографической политики в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
определить меры по совершенствованию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере реализации социально-демографической политики.
Непридание должного значения социально-демографическим процессам развития в сознании множества современных руководителей предприятий, а также неоднозначность научных подходов к государственной социально-демографической политике и предопределили выбор тематики исследования.
Объектом исследования выступает администрация Волгоградской области, как орган государственного управления, являющийся на подведомственной территории гарантом обеспечения и проведения в регионе сбалансированной социально-демографической политики.
Предметом является непосредственно практическая деятельность указанного выше государственного органа по регулированию социально-демографического развития в Волгоградской области.
Методология исследования. В ходе проведенного исследования использовались метод исторического и сравнительно-правового анализа, синтеза, системный, статистический, математический, а также другие методы.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных ученых в области государственного и муниципального управления, социологии, менеджмента, демографии, современное отечественное законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с реализацией государственной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды.
Информационной базой исследования послужили статистические исследования социально-демографических показателей, учебные пособия, статьи периодических изданий и информационные ресурсы глобальной сети Интернет по теме работы. Вместе с тем исследование показало, что проблемные вопросы комплексного и системного раскрытия процесса управления социально-демографическим потенциалом региона до конца не раскрыты и требуют дополнительного изучения.
Научная новизна исследования. В магистерской диссертации на основании анализа отечественной доктрины сформулирован ряд теоретических понятий, внесен ряд предложений, способных улучшить социально-демографическую политику в Волгоградской области.
Основными положениями, выносимыми на защиту, являются следующие:
1. Сформулировано авторское определение понятия "государственная социально-демографическая политика" как "целенаправленная деятельность государственных органов и других социальных институтов в области естественного воспроизводства населения, результатом которой является изменение динамики численности населения, его структуры, контроль миграции и ряд других аспектов". Определено, что в качестве объекта демографической политики выступают как страны, так и регионы или даже группы населения.
2. Обоснована необходимость создания в администрации Волгоградской области нового постоянно действующего совещательного регионального органа государственной власти – Совета демографической экспертизы, исключительной прерогативой которого должна стать проверка соответствия социально-экономических программ и инвестиционных проектов, вносимых на рассмотрение руководства администрации Волгоградской области, а также проведение регулярного мониторинга областной демографической ситуации с формированием соответствующих докладов губернатору Волгоградской области.
3. Установлены три главных тенденции социально-демографической политики в регионе, позволяющие сделать обоснованный вывод о том, что демографический кризис в Волгоградской области принял форму депопуляции: сокращение рождаемости, рост смертности и миграционная убыль.
4. Для решения демографических и связанных с ними социальных проблем необходима разработка и реализация срочных и долгосрочных мероприятий. Предложены направления регулирования демографического развития путем регионального управления и обоснованы для этого основные меры. Так, определено, что с точки зрения управления административный район представляет собой определенную целостность и может рассматриваться как районная социогеосистема. Разработка и планирование мероприятий должны быть строго дифференцированными исходя из конкретных особенностей того или иного района. Для районов Волгоградской области с регрессивным и кризисным типами демографического развития, которые являются периферийными и теряют население в основном через миграционный отток, целесообразно оптимизировать социальную инфраструктуру, что обеспечит доступность системы услуг (медицинских, образовательных, транспортных и т.п.) и рабочие места для жителей периферии. Для городов и районов отстающего и стационарного типа целесообразно, кроме социальных, использовать экономические рычаги (создание рабочих мест, поддержка молодых семей и т.п.), которые способствуют постоянному восстановлению численности населения. Разработка и планирование мероприятий должны быть строго дифференцированными, исходя из конкретных особенностей того или иного района, и является необходимым условием дальнейшего социально-экономического развития Волгоградского региона.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов для улучшения результатов деятельности администрации Волгоградской области. Теоретическая значимость исследования – в возможности использовать результаты теоретических наработок при подготовке лекционного материала, а сами тезисы в качестве материала или докладов на научно-практических конференциях.
Структура работы. Магистерская диссертация включает в себя три сложных по составу главы, введение, заключение и список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и сущность социально-демографической политики
В настоящее время практически во всех странах признается необходимость государственного контроля над процессами естественного воспроизводства и миграцией. Демографическая политика проводится независимо от сложившейся демографической ситуации в стране, и, достаточно часто, направлена на поддержание уже существующих демографических тенденций .
В науке приводятся разные трактовки понятия "демографическая политика". В доктрине подобная политика рассматривается в широком и узком смыслах. В первом случае она отождествляется с политикой в сфере народонаселения, а во втором – как одна из ее составляющих. Демографическая политика взаимосвязана с социальной политикой и экономикой. В качестве объекта демографической политики выступают как страны, так и регионы или даже группы населения.
В мировом контексте активно распространятся демографическая политика начала со второй половины двадцатого века, когда в ней увидели инструмент для сдерживания или, наоборот, ускорения роста населения в зависимости от сложившейся ситуации в конкретном государстве .
В качестве целей демографической политики в науке называются:
формирование нужного режима воспроизводства населения;
изменение или сохранение динамики численности и структуры населения на конкретной территории;
изменение или сохранение темпов изменений численности и структуры;
изменение или сохранение динамики рождаемости и смертности на конкретной территории;
изменение или сохранение динамики семейного состава населения на конкретной территории;
изменение или сохранение динамики расселения на конкретной территории, темпов внутренней и внешней миграции;
изменение или сохранение качественных характеристик населения на конкретной территории .
В качестве примера широкомасштабного осуществления государственной демографической политики можно привести азиатские страны: Китай, Индия, Индонезию, Пакистан, Малайзию, Филиппины – где численность населения традиционно высока из-за высоких темпов рождаемости .
Вместе с тем, в ряде мусульманских стран демографическая политика своего распространения на государственном уровне не получила.
В европейских государствах, как экономически развитых странах демографии отводится существенное значение. Данное обстоятельство обусловлено не только тем, что во многих из них случился продолжительный демографический кризис, но также и крайне высокими темпами внешней трудовой миграции, застигнувшей ЕС врасплох. Поэтому и в данном случае необходимо добиваться повышения коэффициента рождаемости и уровня естественного прироста европейского населения .

Контакты
+7 988 027-88-34
г. Волгоград, Бульвар 30-летия Победы, д. 56/161
Заявка оформлена

Наш менеджер позвонит вам в течение 15 минут уточнить детали. Хорошего дня!