ВВЕДЕНИЕ
Туристическая отрасль - одна из наиболее молодых и динамично развивающихся отраслей экономики России. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании внутреннего валового продукта (ВВП), создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие.
Россия имеет все возможности стать ведущей туристической державой. Именно в туризме заложена одна из так называемых точек роста для многих российских регионов. Так, Волгоградская область, долгое время специализировавшаяся на промышленном производстве, открывает новые направления развития. Сегодня одним из перспективных направлений области становится туризм.
Волгоградская область имеет богатейший потенциал для развития въездного и внутреннего туризма, который пока не используется в полном объеме в связи с недостатком финансирования. Область готова предложить туристам экологический, этнографический, экстремальный, научно-познавательный и другие виды туризма. Регион имеет также свою особенность - патриотическое направление, связанное с событиями Сталинградской битвы. Интерес к данной теме очень высок не только среди наших соотечественников, но и во всем мире.
В последние годы особый интерес у жителей Волгоградской области вызывают экскурсионные туры по территории родного края. Начинают пользоваться популярностью короткие экскурсии, а также «туры выходного дня» в соседние регионы.
В туризме маркетингу уделяется недостаточное внимание. Именно в туризме предприниматели больше ориентированы на практику и действуют в соответствии с имеющимся у них опытом. Важнейшей причиной такого положения является тот факт, что большинство туристских предприятий до недавних пор могло без особых усилий и маркетинговых исследований постоянно увеличивать и расширять клиентуру и объемы производства туристских услуг. Экстенсивный рост спроса на туруслуги в России обусловленный огромным количественным потенциалом рынка, высоким уровнем образования населения, его готовностью расходовать деньги на отдых с традиционной щедростью русских на отдыхе, в далеком прошлом не служил стимулом к активизации маркетинговой деятельности предприятий туризма.
Насыщенность рынка туризма разнообразными туристическими услугами, острая конкурентная борьба туристических фирм за предпочтения потребителей, возможность предпринимателей самостоятельно определять цели, стратегии, управленческие структуры обусловили необходимость и возможность использования маркетинга в сфере туризма.
Углубление индивидуализации потребительского спроса, переход от массового стандартизованного к дифференцированному предложению туристских услуг и товаров, концентрационные процессы в индустрии туризма обусловливают необходимость обращения все большего внимания на маркетинговые исследования, стратегию и планирование.
Формирование ассортимента – маркетинговый управленческий процесс, требующий повышенного внимания со стороны работников туристской компании и, именно поэтому, постоянный анализ своих услуг есть главная задача организации.
Актуальность темы «Разработка и обоснование путей оптимизации ассортимента услуг предприятия отрасли туризма (на примере ООО «Большой мир приключений»)» определена тем, что каждого руководителя, прежде всего, интересует конечный результат деятельности фирмы, то есть коммерческий успех предприятия. А успех этот напрямую зависит от того, насколько качественно сформирована ассортиментная политика. Ни одна туристская фирма не может пользоваться только имеющимися в ее ассортименте маршрутами. Постоянно изменяются понятия населения о наилучших видах отдыха, меняется мода на престижные места отдыха, появляются новые курортные районы, новые клиенты приходят с новыми запросами по поводу организации деловых или иных туров в ранее не охваченные данным туроператором регионы.
Целью работы является разработка и обоснование путей оптимизации ассортимента услуг предприятия отрасли туризма (на примере ООО «Большой мир приключений»).
Для ее реализации определим следующие задачи:
- исследовать теоретические основы управления ассортиментом услуг в сфере туризма;
- изучить подходы и методы формирования ассортимента услуг в сфере туризма;
- рассмотреть принципы и содержание эффективной ассортиментной политики в сфере туризма;
- представить общую и организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Большой мир приключений»;
- выполнить анализ ассортимента услуг предприятия ООО «Большой мир приключений»;
- разработать мероприятия по оптимизации ассортимента услуг предприятия ООО «Большой мир приключений»;
- произвести обоснование эффективности мероприятий по оптимизации ассортимента предприятия ООО «Большой мир приключений».
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является ассортиментная политика туристической фирмы ООО «Большой мир приключений».
Предметом исследования являются направления и методы оптимизации ассортимента услуг предприятия отрасли туризма, а также организационно-экономические отношения, возникающие в процессе оптимизации.
Теоретической основой для написания данной работы послужили литературные источники по организации туристской деятельности, данные участников туристического рынка, оценки и мнения экспертов в области туризма, нормативные документы, периодические издания.
Выпускная квалификационная работа состоит введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ ТУРИЗМА
1. 1 Сущность и содержание управления ассортиментом в сфере туризма
Социально-экономическое развитие России представляет собой закономерный процесс, обусловленный усилением ориентации общества на все большее развитие масштабов и спектров производства материальных и нематериальных услуг, эволюцией и трансформацией технологических укладов и нарастающей тенденцией доминирования сервисной экономики.
Процесс управления предприятием сферы сервиса и туризма имеет множество общих черт с процессом управления любой организацией, действующей в любой другой отрасли.
Английское слово «менеджмент» (management) не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а «менеджер» — как «руководитель». Первоначально оно обозначало искусство управлять лошадьми и произошло от глагола to manage, который примерно означает «объезжать лошадей» и, в свою очередь, восходит к латинскому manus - «рука».
В классическом представлении категория «управление» шире категории «менеджмент», так как она применяется к различным видам человеческой деятельности, например к управлению автомобилем н иными, более сложными техническими системами.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Управление многообразно и существует в самых различных видах. Это может быть техническое управление, государственное управление, идеологическое управление, управление социальными процессами и, наконец, хозяйственное управление.
Для обозначения последнего в настоящее время во всем мире и укоренился термин менеджмент. Однако менеджмент — не просто хозяйственное управление, он имеет место лишь тогда, когда хозяйствующий субъект полностью свободен, функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей непосредственной целью получение прибыли или нет. На рис. 1.1 изображено несколько возможных подходов к содержанию понятия «менеджмент».