ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Рыночная деятельность торговли как сектора экономики осуществляется посредством усилий множества конкурирующих субъектов торговли. Эффективность торговли на федеральном и территориальном уровне напрямую зависит от экономических результатов деятельности отдельных торговых предприятий.
Определяющими факторами роста и рентабельности торговых предприятий являются формат магазинов, маркетинг и операционная эффективность. Поэтому одной из основных тенденций розничного рынка становится диверсификация форматов, акцент на развитие сетей в форматах дискаунтеров и супермаркетов, развитие направление продаж товаров под собственными торговыми марками. В современных условиях торговые сети вынуждены оптимизировать (сокращать) ассортимент, чтобы сохранить обороты. Одной из стратегий розничных продавцов является снижение цен на отдельные группы товаров.
Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Таким образом, торговая деятельность заключается в продвижении товаров от производителя к потребителю посредством реализации товаров за деньги, а на наличие торговой деятельности указывают продажи и товарооборот, который является мерой ее результативности.
Помимо того, что товарооборот определяет величину прибыли, он позволяет оценить соответствие деятельности организации спросу на рынке и степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары; способствует разработке управленческих решений по оптимизации объемов и структуры продаж товаров; способствует повышению качества обслуживания покупателей; способствует эффективности использования материально-технической базы торговли; способствует разработке мер по устранению недостатков в торговле, разработке оптимальных стратегических и тактических решений по развитию торговой деятельности предприятия; может выступать как показатель мощности торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме (масштабах) деятельности предприятия; определяет тенденции экономического и социального развития и обосновывает прогнозные значения различных показателей деятельности торговой организации, в том числе ее финансовых результатов
Анализ товарооборота и контроль за достижением разработанных планов выступает не только в качестве инструмента оценивания деятельности персонала предприятия, в начале – для принятия необходимых мер по корректировке товарной стратегии предприятия, его ассортиментной, ценовой, маркетинговой политике, политике закупки и др.
Важное значение показателей товарооборота и отсутствие углубленных исследований данной проблематики в современных условиях, характеризующихся усилением конкурентной борьбы в связи с появлением разных типов торговых объектов, определяет актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблемам развития и повышения эффективности розничной торговли посвящены работы таких зарубежных авторов, как М. Джерниган, Ф. Котлер, М. Леви, Л. Спаркс, Дж. Ферни, Х. Хершген, С. Эстерлинг и др. Среди отечественных авторов, в трудах которых освещены вопросы организации и управления розничными торговыми предприятиями, следует назвать таких ученых как А.В. Бабичев, Л.П. Дашков, Л.П. Коваленко, В.В. Никишкин, М.А. Николаева, Л.В. Осипова, Ф.Г. Панкратов, Т.Н. Парамонова, Ф.П. Половцева, И.А. Рамазанов, В.В. Снегирева и др.
Большой вклад в разработку проблем управления товарооборотом внесли такие зарубежные ученые как Фейгенбаум А., Исикава К., Джуран Дж., Деминг У., Харрингтон Дж., Инскип Э., Норт К. и др., а так же отечественные исследователи Войтоловский Н.В., Азгальдов Г.Г., Карлик Е.М., Окрепилов В.В., Огвоздин В.Ю., Гличев А.В., Соловьев Б.А., Глудкин А.П., Ильенкова С.Д., Азара В.И., Чудновского А.Д., Качанова В.С., Исмаева Д.К., Прянкова Б.В. и др. рассматривавших общетеоретические и практические проблемы построения системы управления товарооборотом.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ товарооборота торгового предприятия с целью увеличения объемов его продаж на примере магазина «Пятерочка» № 139 г. Серафимович Волгоградской области.
Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи исследования:
Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение ряда задач:
- рассмотреть современное состояние и тенденции развития розничной торговли в Российской Федерации;
- определить сущность, виды и значение товарооборота торговой организации;
- изучить основные этапы и показатели анализа товарооборота торгового предприятия;
- провести анализ динамики и структуры товарооборота магазина «Пятерочка»;
- провести факторный анализ товарооборота магазина «Пятерочка» № 139;
- обосновать возможность применения маркетинговых инструментов увеличения объемов продаж магазина «Пятерочка» № 139;
- провести планирование товарооборота магазина «Пятерочка» № 139 в целях повышения объемов продаж.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является торговое предприятие - магазин «Пятерочка» № 139 компании ООО «Тамерлан» (г. Серафимович Волгоградской области).
Предмет исследования – состав и структура товарооборота магазина «Пятерочка» № 139.
Для проведения исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, методы аналитического и прогностического моделирования, системный и программно-целевой подходы, методы сравнительного статистического и экономического анализа.
В качестве информационной основы в работе использованы статистические материалы Госкомстата Российской Федерации и данные магазина «Пятерочка» № 139.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В введении раскрыта актуальность темы исследования, цель выпускной квалификационной работы, ее задачи, определены объект и предмет исследования, методологическая основа исследования, а также структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы было изучено современное состояние и тенденции развития розничной торговли в Российской Федерации; определены сущность, виды и значение товарооборота торговой организации, а также основные этапы и показатели анализа товарооборота торгового предприятия.
Во второй главе выпускной квалификационной работы был проведен анализ товарооборота магазина «Пятерочка» № 139.
В третьей главе выпускной квалификационной работы были определены пути увеличения продаж торгового предприятия на примере магазина «Пятерочка» № 139.
В заключении были сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И РАЗВИТИЯ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Современное состояние и тенденции развития розничной торговли в Российской Федерации
В современных российских условиях постепенно совершенствуясь, сфера торговли переходит на новый качественный уровень. Данная отрасль экономики является одной из крупнейших как по числу занятых, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал.
Торговля выступает связующим звеном между производителями ресурсов и потребителями, обеспечивающим производственную цепочку превращения «деньги-товар-деньги».
Согласно Большой Советской Энциклопедии «под торговлей понимается отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления» [цит. по 15, с. 32].
С точки зрения предпринимательства, торговля представляет собой вид деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей в процессе реализации товаров и обеспечение доставки товаров, их хранению и подготовке к продаже [12, с. 83].
Таким образом, объектом любой торговли является товар, качественная характеристика которого направлена на удовлетворение различных нужд и потребностей, в результате непрерывного гражданско-правового оборота.
В зависимости от стадий обращения товара от изготовителя к потребителю торговля делится на оптовую и розничную. Такая классификация основана на нормах гражданского и налогового законодательства.
По мнению Э.Б. Салпагаровой, розничная торговля представляет собой замкнутую систему распределения товаров посредством продажи их в специально отведенных местах, всегда доступных конечным потребителям. При этом немаловажное значение имеют сопутствующие сделке купли-продажи товара предлагаемые услуги розничной сети [38, с. 197].
Розничную торговлю можно классифицировать в зависимости от особенностей торгового обслуживания покупателей и наличия торгового помещения, в результате чего следует рассматривать через:
- стационарную сеть;
- передвижную торговую сеть;
- Интернет-магазин (рассылка товаров по заказам);
- почтовую сеть [16, с. 26-29].
При этом, розничная торговля может осуществляться и в различных формах, например, продажа товаров с обслуживанием покупателей на торговом объекте (в месте продажи товаров), продажа товаров по образцам, продажа товаров длительного пользования в кредит и другое.
В настоящее время с развитием рыночных отношений, с реализацией экономических реформ, с обеспечением законодательных норм и правил, торговля относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения.
Будучи формой товарного обращения, в воспроизводственном процессе торговля выполняет свойственные обращению основные функции:
- удовлетворение потребностей в продукции, производимой в целях обмена, то есть товары переходят в сферу потребления для удовлетворения личных материальных потребностей людей, воспроизводства рабочей силы;
- возмещение в денежной стоимости товаров, вовлеченных в сферу товарного обращения (покрываются издержки предприятий и обеспечивается возможность возобновления производства) [32, с. 22-23].