ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выпускной квалификационной работы. Сфера услуг на сегодняшний день является наиболее динамичной сферой мировой экономики. В большинстве стран темпы развития отраслей, связанных с оказанием различного рода услуг, в полтора-два раза выше, чем темпы роста в отраслях добывающей и обрабатывающей промышленности. Данный процесс неизбежно приводит к увеличению удельного веса отраслей сферы услуг в общем объеме валового внутреннего продукта.
Торговля является важной и неотъемлемой составной частью сферы услуг. По состоянию торговли судят о состоянии экономики страны и региона, поскольку структурообразующие функции торговли - генератор требований и регулятор рынка. В России по динамике, рост розничного рынка примерно в два раза обгоняет рост экономики в целом. В связи с этим все процессы, как положительные, так и отрицательные, происходящие в сфере услуг, в полной мере характерны и для торгового бизнеса.
Несмотря на то что за последние 10–15 лет торговый бизнес в России демонстрирует значительные темпы развития, следует отметить, что до настоящего времени остается целый ряд проблем принципиального характера, которые препятствуют превращению российской торговли в отрасль, соответствующую современным мировым стандартам. Так, до сих пор сохраняется тенденция развития торговли за счет простого увеличения общего числа торговых предприятий и их торговых площадей, без качественного улучшения форм и методов организации торговли. Также многие владельцы торговых предприятий концентрируют свое внимание исключительно на достижении коммерческих целей, полностью игнорируя социальную роль и социальную нагрузку своих предприятий.
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что современное состояние торгового бизнеса в России не соответствует изменившимся условиям внешней среды и той роли, которую призвана играть торговля в экономической и социальной жизни страны.
Сущность и содержание торговли (и как отрасли экономики, и как вида деятельности) заключают в себе две потенциальные возможности для ее развития: интенсивную - через качественное улучшение деятельности, совершенствование бизнес-процессов; и экстенсивную – через увеличение количественных параметров функционирования организаций.
Если в целом охарактеризовать условия способствующие развитию торговых организаций, то прогрессивное развитие торговых организаций возможно либо как следствие эффективной работы самих организаций, либо за счет вовлечения дополнительных средств в хозяйственный оборот, либо за счет использования того и другого фактора одновременно. Но только вовлечение в оборот дополнительных средств само по себе не является гарантией получения и поддержания положительных результатов торговой организацией в течение какого-либо периода. Прогрессивное развитие может осуществляться при обязательном выполнении одного общего условия – необходима эффективная работа организации торговли, которая во многом обусловлена глубоко продуманной концепцией и четко работающей схемы торгово-технологического процесса торгового предприятия.
Степень разработанности проблемы. Авторами рассматривались в основном отдельные аспекты деятельности предприятий розничной торговли, технологические процессы и коммерческая деятельность и особенности управление торговым предприятием, проблемы повышения эффективности и обеспечение конкурентоспособности, отдельные вопросы маркетинга и др.
Обоснованию необходимости совершенствования развития розничной торговли посвящены работы отечественных ученых А.Р. Бернвальда, Г.М. Ефремовой, О.П. Зайцевой. Исследования этих авторов сосредоточены в основном на отдельных проблемах совершенствования розничной торговли.
Научные исследования проблем использования маркетинга и мерчандайзинга в розничной торговле проводились такими зарубежными учеными, как: Берман Б., Веллхофф А., Колнбор Р., Котлер Ф., Маршалл С., Массон Ж.-Э., Флоттман Э., Эванс Дж. Р., Эстерлинг С. и др.
В исследование концептуальных основ развития торговли, маркетинговой и коммерческой деятельности существенный вклад внесли отечественные ученые: Беляевский И.К., Васильев Г.А., Голубков Е.П., Данько Т., Еремин В.Н., Исаенко Е.В., Красюк И., Кузнецов Н., Матвеева О.П., Нагапетьянц Н.А., Пигунова О.В., Прижигалинская Т.Н., Роздольская И.В., Романов А.А., Синяев В.В., Синяева И.М., Тарасова Е.Е.
В настоящее время накоплены определенные теоретические исследования и практический опыт совершенствования торгово-технологических процессов в торговле. Однако, признавая важность выполненных исследований, следует отметить, что недооценивается степень влияния мерчандайзинга на увеличение объемов продаж в розничной торговле, не в полной мере учитываются психологические особенности покупателей в местах продажи, не разработаны программы повышения их лояльности, отсутствуют системные исследования торгово-технологических процессов в фирменной торговле брендовой одеждой. Это обусловило выбор темы исследования, формулировку ее цели и задач.
Объектом исследования является торговое предприятие — магазин «Promod» г. Волгограда, функционирующее в системе фрачайзинга модной женской одежды.
Предметом исследования в работе является коммерческая деятельности и качество технологического процесса в магазине «Promod».
Целью выпускной квалификационной работы стало определение совершенствования торгово-технологического процесса в организации розничной торговли на основе оценки коммерческой деятельности и качества технологического процесса в магазине «Promod» г. Волгограда.
Достижению заявленной цели способствовало решение следующих задач:
- определить цель и сущность розничной торговли;
- изучить торгово-технологический процесс и фирменную торговлю;
- рассмотреть мерчендайзинговые приемы в управлении продажами;
- исследовать организационно-правовые аспекты функционирования магазина «Promod»;
- оценить эффективность торгово-технологического процесса в магазине «Promod»;
- охарактеризовать маркетинговые аспекты в магазине «Promod»;
- определить пути повышения качества обслуживания в магазине;
- обосновать применение маркетинговоориентированной технологии продаж.
Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов как Т. В. Артеменко, В.В. Бакаева, Л.А. Брагин, Г.А Васильев, В. Великанова, М.А. Горелик, Т.П. Данько, Л.П. Дашков, Т.В. Емельянова, А.А. Есютин, Р.А. Зербалиева, М.В. Ивашкин, Е.В. Карпова, Н.В. Коник, Т.Л. Короткова, Н.Н. Лагутина, О. Лозовой, Л.В. Орленко, В.К. Памбухчиянц, Ф.П. Половцева, Е.Е. Прушковская, Н.А. Сенина и др.
Эмпирической базой при выполнении выпускной квалификационной работы послужили официальные статистические и оперативные данные, а также обобщенные и систематизированные автором работы результаты его личных наблюдений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ В МАГАЗИНЕ
1.1. Цель и сущность розничной торговли
Современная розничная торговля имеет динамичный характер. Согласно мнению крупнейшего американского исследователя С. Брауна, теории развития розничной торговли можно объединить в три группы: инвайронментальные (относящиеся к окружающей среде деятельности), циклические и теории конфликтов. Развитие российской торговли «укладывается» в рамки инвайронментальной теории перемен и определяется воздействием и взаимовлиянием нескольких групп факторов.
Политические факторы. Инициированный «сверху» переход к принципиально новому политическому курсу привел к смене экономической парадигмы. Открытие границ обеспечило свободу передвижения потенциальным торговцам и товарным потокам.
Экономические факторы. Отказ от планово-распределительных отношений в экономике стимулировал быстрое развитие потребительского рынка, а, следовательно, розничной торговли.
Законодательные факторы. Сформировавшийся в конце 80-х – начале 90-х годов стихийный подпольный рынок потребительских товаров был вне закона: старое законодательство считало частную инициативу в торговле спекуляцией. Легализация подпольных торговцев произошла благодаря Указу Президента РФ «О свободе торговли». Стала формироваться законодательная база рыночной торговли (Гражданский Кодекс РФ, законы «О защите прав потребителей», «О рекламе» и др.), которая сегодня состоит из множества документов, регулирующих торговую деятельность.
Демографические факторы. С 1986 года в России наблюдаются существенные демографические сдвиги (сокращение численности коренного населения, приток эмигрантов, изменение возрастных, национальных, социально-экономических групп населения и т. п.), которые обусловили изменение потребительского поведения и характер спроса. Произошли перемены и в образе жизни.
Технологические факторы. Их воздействие вызвало появление новых товаров, позволяющих усовершенствовать способы удовлетворения традиционных потребностей и формировать новые потребности (микроволновые печи, персональные компьютеры и др.). Это стало причиной развития специализированной торговли.
Изменение характера конкуренции. Становление общества потребления под влиянием агрессивного предложения вызывает развитие новых форм торговли, типов торговых предприятий, технологий обслуживания. Это вновь стимулирует потребление. Число и разнообразие субъектов розничной торговли увеличивается как снежный ком, растет конкуренция. Она становится жесткой, требует нестандартных, селективных и быстрых решений. Возник новый тип конкуренции, вызванный развитием Интернета.
Воздействие перечисленных групп факторов в отдельные периоды не равнозначно. К концу 1990-х – началу 2000-х гг. сущность, направление и скорость перемен в розничной торговле стали определяться изменением характера конкуренции.
В настоящее время розничная торговля занимает особое место в организации торгового обслуживания населения. Экономические преобразования, происходящие в стране, дали возможность активизировать процесс стабилизации потребительского рынка торговли. В настоящее время на внутреннем потребительском рынке происходят серьезные изменения конъюнктуры спроса, усиливаются позиции отечественных производителей, в связи с этим достигнут баланс и насыщение рынка по основным группам товаров.