Историческая роль М.В. Фрунзе в становлении Советского государства.
Дипломная работа по истории.
Связаться с нами:
Telegram
WhatsApp
ВКонтакте
Главная страница - перейти




Заказать дипломную работу по истории

Содержание:

Введение
Глава 1. Становление М. В. Фрунзе как политического и военного деятеля Советской России (исторический анализ)
1.1. Начало революционной деятельности
1.2. Историческая роль в установлении советской власти на местах после Октябрьской революции
Глава 2. Участие М. В. Фрунзе в Гражданской войне (1918-1921 гг.)
2.1. Участие в боевых действиях на Восточном фронте и Туркестанском фронтах РККА (июль 1918 г. – сентябрь 1920 г.)
2.2. Командование Южным фронтом РККА (июнь-ноябрь 1920 г.)
Глава 3. Политическая (военная, дипломатическая) деятельность М. В. Фрунзе после Гражданской войны
3.1. Военно-дипломатическая работа в Турции
3.2. М. В. Фрунзе и проведение военной реформы (1924-1925)
Заключение
Список источников и литературы
Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.

Дипломная работа - история

На что обратить внимание при написании дипломной работы по истории

Дипломная работа по истории должна включать в себя следующие элементы:

— Введение, где необходимо обосновать выбор темы, её актуальность и значимость, определить объект и предмет исследования, сформулировать цель и задачи, указать методы исследования, отметить практическую ценность работы.
Введение к дипломной работе по истории должно включать в себя следующие элементы:
1. Обоснование выбора темы. Здесь необходимо объяснить, почему именно эта тема была выбрана для исследования, ее актуальность и значимость для исторической науки.
2. Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования - это то, что непосредственно изучается (например, определенный период истории, событие, личность), а предмет исследования - это те аспекты объекта, которые будут рассматриваться в работе (например, экономические, социальные, политические аспекты).
3. Формулировка цели и задач исследования. Цель - это конечный результат, которого автор стремится достичь в своей работе. Задачи - это шаги, которые необходимо предпринять для достижения этой цели.
4. Указание методов исследования. Здесь необходимо перечислить методы, которые были использованы при проведении исследования (анализ документов, сравнительный анализ, статистический анализ и т.д.).
5. Описание практической ценности работы. Здесь необходимо объяснить, какую пользу может принести данное исследование для исторической науки или для общества в целом.
6. Краткий обзор структуры работы. Здесь необходимо кратко описать, какие главы содержит работа и как они связаны между собой.

— Основная часть, которая содержит главы, посвящённые теоретическим вопросам, анализу историографии по выбранной теме, а также исследованию конкретного исторического материала.

— Заключение, где подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы по каждой главе, а также общие выводы по всей работе.

— Список использованной литературы.

— Приложения (если есть).

При написании дипломной работы следует обратить особое внимание на следующие моменты:

— Выбор темы. Тема должна быть интересна автору, соответствовать его научным интересам и профессиональным планам. Кроме того, она должна быть достаточно узкой, чтобы её можно было полностью раскрыть в рамках дипломной работы.
Выбирая тему для дипломной работы по истории, нужно учитывать несколько важных моментов. Во-первых, стоит выбирать тему, которая соответствует вашим научным интересам и профессиональным планам. Это поможет вам глубже погрузиться в изучаемую проблему и достичь лучших результатов.
Во-вторых, важно, чтобы тема была достаточно узкой, чтобы её можно было полностью раскрыть в рамках дипломной работы. Слишком широкая тема может привести к тому, что вы не сможете полностью рассмотреть все аспекты проблемы.
В-третьих, стоит обратить внимание на актуальность темы. История – это наука, которая постоянно развивается, поэтому важно выбрать тему, которая будет интересна не только вам, но и другим исследователям.

— Структурирование работы. Необходимо продумать структуру работы таким образом, чтобы каждая глава логично вытекала из предыдущей и была связана с последующей.

— Источниковедческая база. Для написания качественной дипломной работы необходимо использовать разнообразные источники: архивные документы, опубликованные материалы, мемуары, статистические данные и др.
Для написания дипломной работы по истории могут использоваться различные виды источников. Вот некоторые из них:
1. Архивы. Это один из самых ценных источников информации для историка. В архивах хранятся документы, письма, фотографии, карты и другие материалы, которые могут дать уникальную информацию о прошлом.
2. Опубликованные источники. К ним относятся книги, статьи, журналы, газеты и другие печатные издания. Они могут содержать ценную информацию о событиях прошлого, мнениях и взглядах людей того времени.
3. Мемуары. Это личные воспоминания людей о событиях прошлого. Они могут дать уникальный взгляд на историю, который нельзя получить из других источников.
4. Статистические данные. Это информация, собранная и обработанная государственными органами или другими организациями. Она может содержать ценные данные о населении, экономике, социальной структуре общества и других аспектах жизни в прошлом.
5. Этнографические материалы. Это информация о культуре, обычаях, традициях и образе жизни народов в прошлом. Они могут дать уникальное представление о том, как люди жили и мыслили в определенный период времени.
6. Фольклор. Это народные песни, сказки, легенды и другие формы народного творчества. Они могут содержать ценную информацию о прошлом, которую невозможно найти в других источниках.
Важно помнить, что каждый источник имеет свои особенности и ограничения, поэтому при использовании источников необходимо проводить источниковедческий анализ и критически относиться к полученной информации.

— Анализ историографии. Важно провести анализ существующих исследований по выбранной теме, выявить их сильные и слабые стороны, обозначить свой вклад в изучение проблемы.

— Соблюдение правил оформления научных работ. Работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями вуза и ГОСТа.
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, огромным значением личности М. В. Фрунзе в отечественной истории на ее переломном этапе – в годы революций, Гражданской войны и послевоенного восстановления страны, формирования основных институтов молодого советского государства. На сегодняшний день, в постсоветской России, по-прежнему актуальным является изучение (с привлечением новых и рассекреченных архивных документов) процесса формирования советской политической элиты, прежде всего прослойки высших партийных деятелей и представителей советской власти, профсоюзов. Одним из ярких представителей руководства РСФСР и СССР был М. В. Фрунзе, который сыграл ключевую роль в победе Советской власти в Гражданской войне, послевоенном восстановлении правопорядка и возрождения экономики на территории Советской Украины, налаживании дипломатических отношений с послевоенной Турцией и, наконец, военной реформы. Каждый из этих аспектов его деятельности интересен и сейчас. Во-первых, очень актуально было бы сейчас, в условиях СВО, изучение опыта боевых действий М. В. Фрунзе на Украине в конце Гражданской войны, его работы с гражданским населением, пресечением националистических устремлений в среде украинцев и привлечения на свою сторону нейтральной части украинских граждан. Этот опыт был представлен в его мемуарных и военно-теоретических произведениях.

Во-вторых, изучение успешного опыта при установлении и развитии дипломатических отношений с ближайшими соседними государствами в условиях крайне неблагоприятной внешнеполитической обстановки, когда страна подвергалась крайне жесткому экономико-политическому давлению со стороны западных стран, что мы можем наблюдать и сейчас.

В-третьих, это его успехи в области военной теории и военного строительства, что позволило в крайне сложной экономической обстановке не только сохранить основу вооруженных сил но и успешно развивать военно-технический потенциал армии и флота, при существенной экономии бюджетных средств. Сейчас, в условиях санкций, этот опыт крайне востребован.

Эти аспекты актуальности объединяются под эгидой главного вопроса о причинах победы советской власти, поражения ее внешних и внутренних врагов, а также укрепления Советской России в дальнейшем, как во внутриполитических вопросах, так и на международной арене. Причины эти многообразны, но одной из основных, несомненно, можно считать роль исторических персоналий, военно-политических лидеров, которые смогли мобилизовать все возможные ресурсы, увлечь за собой массы и одержать в итоге множество побед. Это тезисы полноценно относятся и к М. В. Фрунзе – одному из самых успешных и эффективных командиров РККА, внесшему наиболее весомы вклад в «победу Революции», разгрому противников советской власти на востоке и юге, восстановлению экономики, укреплению оборонной мощи страны в ходе эффективных военных реформ.

К этому следует добавить и факт загадочной смерти наркома Фрунзе в самом расцвете сил и на пике политической карьеры. Это дает повод многим современным публицистам публиковать различные альтернативные пути развития советского государства в случае его возможного прихода к власти в ходе внутрипартийной борьбы середины 1920-х годов, где он олицетворял «третью силу» – между лагерями Сталина и Троцкого, в статусе «красного Бонапарта», возможного военного диктатора .

Таким образом, тема выпускной квалификационной работы «Политический портрет М. В. Фрунзе» актуальна, особенно на фоне мнения профессора А. В. Ганина, который указал, что на сегодняшний момент нет ни одной современной полноценной объективной научной биографии советских военных руководителей высшего звена (Ворошилова, Буденного, Фрунзе и др.) . Таким образом, любое обращение к теме их биографий соответствует интересам и задачам современной российской исторической науки.

Историография вопроса. Литература, посвященная М. В. Фрунзе, достаточно обширна, однако большая ее часть рассматривает биографию наркома сквозь призму его участия в Гражданской войне, так как это был наиболее значительный этап его биографии. Личность М. В. Фрунзе всегда вызывала интерес в обществе на всех этапах его развития, что нашло отражение и в историографии. В историографическом обзоре заявленной темы можно выделить два этапа:

советский (1918-1992 гг.);

постсоветский (современный) (с 1992 г. по настоящее время).

1) Советский этап. Главным итогом изучения Гражданской война в советский период стало формирование мифа о «непобедимой и легендарной», «доблестной Красной армии», ее выдающихся самородках-командирах (в том числе и Фрунзе) и отважный бойцах. Идеализация лагеря большевиков сочеталась с обличением, очернением и огульной критикой противоположного лагеря. События Гражданской войны рассматривались в связи с иностранной интервенцией, которая рассматривалась как сила, инициировавшая войну и до последнего поддерживавшая белое движение и любые антисоветские силы. Это общие черты, но целесообразно в этом большом по времени этапе выделить 3 подэтапа:

– «досталинский» (1920-е гг.);

– «сталинский» (1930-1950-е гг.);

– позднесоветский (1960-1980-е гг.).

Рассмотрим их подробнее.

«Досталинский» (1920-е гг.). Он характеризовался тем, что в это время вышло много литературы из-под пера непосредственных участников событий. Причем не только мемуарной, но историко-аналитической. Это работы Ворошилова, Троцкого, Фурманова (дивизия Чапаева, где он служил комиссаром, была в составе 4-й армии Фрунзе) и т.д. Их особенностью было полное и еще нетенденциозное освещение событий и их относительно объективный анализ. Также в это же время публиковались работы «военспецев» из царской армии, перешедших на сторону красных. Такими были В. К. Триандофиллов и Н. Какурин, которые позволяли себе даже критику советских военных операций и военачальников. Указанные авторы, в частности, успехи армии М. В. Фрунзе на Восточном фронте считали заслугой таких же «военспецев» при ее штабе. В. Триандофиллов при анализе операции по захвату Крыма главную роль отводил многократному численному перевесу РККА над белыми, отмечая «отсутствие военного искусства» со стороны Красной армии и Фрунзе, в частности.

«Сталинский» (1930-1950-е гг.). В сталинские годы внимание к персоне М. В. Фрунзе повысилось, так как он не был замечен в дружеских связях с врагами Сталина, в том числе с Троцким и Тухачевским. Поэтому образ М. В. Фрунзе всячески приукрашивался, он обозначался как выдающийся стратег, который двинул вперед советскую военную мысль, стратегию развития РККА, и только враги советской власти в лице Тухачевского исказили его идея и снизили боеспособность армии и обороноспособность страны. Активно публикуются труды М. В. Фрунзе, его мемуары и публицистические работы .

Отдельно следует отметить изучение историками военной реформы 1924-25 годов, которую столь успешно начал реализовывать именно М. В. Фрунзе. В рассматриваемый период эту тему практически одновременно изучали сразу два историка. В 1953 г. Н. В. Афанасьев опубликовал свою монографию (ленинградская школа), а вот книга И. Б. Берхина (т.н. «московская школа») задержалась в публикации до 1958 г. Однако именно это исследование и стало своеобразным основой, определившей главные направления советской историографии в отношении армейской реформы в целом. Подавляющее большинство отечественных историков опирались в качестве базиса именно на монографию Берхина, которая фактически «закрыла тему», предложив на базе огромного количества архивных материалов исчерпывающую характеристику реформы. После ее опубликования военная реформа перестала рассматриваться в качестве предмета исследования не только в монографическом формате, но даже и в статьях.

Позднесоветский (1960-1980-е гг.). Тут наблюдается некоторый отход от героизации советских командиров, публикуются солидные многотомные издания и коллективные монографии.

Очень большой вклад в изучение Гражданской войны внесли авторы многотомного издания «История КПСС», в которой, правда, основной акцент был сделан на партийное руководство РККА, политические усилия ВКП (б) по распространению революционного движения в мире по линии Коминтерна. Все военные руководители, в том числе и М. В. Фрунзе, были представлены и характеризовались, прежде всего, как преданные коммунисты, которые сформировали идеологическую основу Красной армии. Там была предложена «классическая» периодизация Гражданской войны, которая предусматривала три этапа:

май – ноябрь 1918 г.;

ноябрь – май 1918 г.;

март – ноябрь 1920 г.

В 1960-е гг. и в дальнейшем происходит постепенный отход оценок сталинского периода, когда вся история Гражданской войны была увязана с иностранной интервенцией, которая и считалась главной силой контрреволюционного движения. В седьмом томе академического издания «Истории СССР» были опубликованы главы не только по военной истории Гражданской войны, но и о социально-экономических и культурных процесса в стране в эти годы, то есть был произведен комплексный анализ развития Советской России в эти тяжелейшие годы. На основе огромного числа архивных источников, многие из которых вводились в научный оборот впервые, был дан комплексный анализ строительства советских вооруженных сил и роли М. В. Фрунзе, С. М. Буденного и других полководцев в их создание и развитие .

Следующей значимой вехой в изучении Гражданской войны стали 1980-е гг. Именно тогда были опубликованы два тома «Гражданская война в СССР», а 1983 г. появилось энциклопедическое издание «Гражданская война и интервенция в СССР», в которой была представлена история Советской России через призму социально-экономических процессов на основе введенных в научный оборот новых источников, и биографических материалов крупнейших деятелей Советской России. Тогда практически отсутствовали публикации о противниках большевиков, а их деятельность подвергалась огульной критике. Тем не менее, к концу 1980-х готов в нашей стране было выпущено более 15 тыс. книг о Гражданской войне , но рассматриваемые в них различные аспекты этого события оценивались однобоко. Именно тогда было опубликовано несколько крупных исследований биографического характера о М. В. Фрунзе, в которых он рассматривается как «любимец народа, его признанный герой», детально анализируется его вклад в победы РККА на фронтах Гражданской войны, в военное строительство и дается сугубо положительная оценка его многогранной деятельности . Работа генерал-майора Советской Армии М. А. Гареева стала исчерпывающим исследованием военных операций РККА под руководством М. В. Фрунзе, который оценивался как самых выдающийся командир Красной армии за весь период Гражданской войны .

В период «перестройки» конца 1980-х гг. произошла, по выражению М. – С.Горбачева «переоценка ценностей», особенно событий Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны. В то время впервые с 1920-х годов стали появляется публикации с критикой советской власти, ее деятельности и деятелей. В большинстве работ относительно немного внимания отводилась заслугам конкретных политиков и военачальников, упор делался на анализ социально-экономических процессов, общественно-политической обстановки в стране и на ее границах .

2) Постсоветский (современный) этап (с 1992 г. по наши дни). Этот этап характеризуется полным отходом от идеологических клише советского времени, на повестку исторических исследований выходят запретные ранее темы: состав, организация, структура и цели антибольшевистского лагеря, проблемы террора и крестьянских восстаний и др. Поэтому объективных исторически выверенных биографий советских лидеров и не создано до сих пор. Много внимания уделяется местным особенностям протекания Гражданской войны. Однако в связи со столетием войны активизировались и ученые-историки. Было проведено много конференций и опубликованы солидные монографии по широкому кругу вопросов Гражданской войны, которые мы использовали в своей работе .

Определенное внимание уделяется сейчас и военно-политическим лидерам белого, так и красного движения. Таковыми можно считать публикации известных журналистов и публицистов Л. М. Млечина и С. С. Орлова. Первый в своей работе посвятил значительную часть книги исследованию не столько военных заслуг и достижений М. В. Фрунзе, сколько его политико-административной работе, и, особенно, его участию в борьбе за высшую власть в стране после смерти В. И. Ленина. Анализировались и его отношения с И. В. Сталиным, делался вывод о его высоких шансах занять пост генсека ЦК ВКП (б) и выдвигалось предположение о криминальном характере смерти наркома на операционном столе, в чем, по мнению автора, был максимально заинтересован именно Сталин .

С. С.Орлов много внимания уделил участию М. В. Фрунзе в организации и проведению «красного террора», как на ярославщине в 1918 г., так и в Крыму в 1920 г.

Таким образом, приведенный анализ имеющейся литературы по заявленной теме позволяет сделать вывод о том, что в историографии по теме Гражданской войны осталось еще много нерешенных и недостаточно исследованных вопросов. Например, тема террора (красного, белого, зеленого), роли интервенции и ее влияния на ход военных действий и др. Среди них, конечно же, значимо изучение роли отдельных лидеров Советской России в Гражданской войне и их вклада в победу Красной Армии на всех театрах боевых действий.

Объектом исследования является историческая фигура М. В. Фрунзе как выдающегося государственного деятеля периода становления Советской государства.

Предметом исследования является военно-политическая деятельность М. В. Фрунзе в военном, дипломатическом и политическом аспектах.

Цель исследования состоит в изучении роли М. В. Фрунзе и выявлении роли в становлении Советского государства, формирования его внешне– и внутриполитического курса, формирования его политического портрета.

Задачи исследования:

1) Выявить причины и особенности вовлечения М. В. Фрунзе в революционную деятельность;

2) Определить роль М. В. Фрунзе в установлении советской власти на местах после Октябрьской революции;

3) Проанализировать роль М. В. Фрунзе в боевых действиях на Восточном фронте и Туркестанском фронтах РККА (июль 1918 г. – сентябрь 1920 г.);

4) Проанализировать роль М. В. Фрунзе в командовании Южным фронтом РККА (июнь-ноябрь 1920 г.);

5) Выявить особенности военно-дипломатической деятельности М. В. Фрунзе в Турции;

6) Определить роль М. В. Фрунзе и проведение военной реформы (1924-1925 гг.).

Хронологические рамки охватывают период с 1904 г. до 1925 г., то есть, с момента начала осознанной революционной деятельности М. В. Фрунзе и до его трагической смерти 31 октября 1925 г.

Источниковая база исследования базируется на различных типах источников:

1) Материалы официального делопроизводства, к которым относятся приказы, распоряжения и директивы Реввоенсовета, Совета народных комиссаров РСФСР, командарма М. В. Фрунзе . Особо интересен сборник «Директивы Главного командования Красной Армии (1917-1920)» подготовлен Центральным государственным архивом Советской Армии. В нем впервые наиболее полно собраны документы Главного командования Красной Армии за октябрь 1917-1920 гг. Особый интерес представляют публикуемые в сборнике военные документы В. И. Ленина и ЦК партии, характеризующие стратегическое руководство военными действиями РККА в суровые годы иностранной военной интервенции и гражданской войны Фрунзе . Документы о партийном руководстве действиями РККК в годы, последовавшие за Гражданской войной и в межвоенный период, представлены в объемном сборнике «Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923–1928 гг.», в котором собраны официальные документы РКП (б), касающиеся строительства советских вооруженных сил, их модернизации и реформирования в дальнейшем .

2) Источники личного происхождения. Данный вид представлен мемуарами как самого М. В. Фрунзе, так и его соратников на фронтах Гражданской войны (например, советских военных деятелей, таких как С. Лазо, маршалов Советского союза Буденного, Ворошилова, руководителя личной охраны М. В. Фрунзе – Дьеркеи и др.) . Они позволяют раскрыть личностные аспекты жизни и деятельности М. В. Фрунзе на различных этапах его карьеры. Дают возможность понять мотивы принятия очень сложных военно-политических и управленческих решений .

Методы исследования. В работе применялись общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, аналогия), а также специальные. С помощью историко-сравнительного метода производилось сравнение организации и проведения военных мероприятий на различных фронтах Гражданской войны, в том числе и под командованием М. В. Фрунзе, делались выводы об их результативности и эффективности. Историко-системный метод применялся при анализе причинно-следственных связей между организацией работы тыла во вверенных М. В. Фрунзе соединениях, проведением агитационно-пропагандистских мобилизационных мероприятий на подконтрольных территориях и боевыми их успехами на фронтах Гражданской войны. Историографические методы, такие как метод ценностного подхода, позволили выделить те идеи и факты, которые имеют значение для современной исторической науки; внутренняя и внешняя критика источника. Биографический метод – биографический анализ личности на основе опубликованных личных документов (биографическое исследование жизненного пути в конкретных исторических условиях).

При работе со статистическими данными использовался метод количественного анализа (например, при рассмотрении снабжения войск РККА под началом М. В. Фрунзе).

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.

Компания " Магистр 34" оказывает помощь в написании дипломной работы по истории

Если вы решили доверить написание своего диплома профессионалам, то компания «Магистр 34» станет лучшим выбором. Мы предлагаем полный спектр услуг по подготовке дипломных работ по истории. Наша команда состоит из высококвалифицированных специалистов, имеющих большой опыт в данной области. Мы гарантируем индивидуальный подход к каждому клиенту, полное соответствие работы всем требованиям учебного заведения и своевременное выполнение заказа. С нами вы можете быть уверены в успешной защите и получении высокой оценки. Обращайтесь, мы всегда готовы помочь!

Наши преимущества

  • ✓ 25 лет на рынке


    Большой опыт и тысячи довольных студентов

  • ✓ Профессионализм

    Только проверенные авторы, которые находятся в штате долгое время

  • ✓ Гарантийная поддержка

    У нас бессрочная гарантийная поддержка - мы с Вами до полной защиты работы

  • ✓ Безопасность

    Мы заключаем договор на оказание информационно-консультационных услуг, где четко прописаны все условия

  • ✓ Постоянная обратная связь

    Консультирование по любым вопросам, с момента заключения договора и до полной защиты работы

  • ✓ Высокая оригинальность от 70 %

    Все работы проходят проверку в системе антиплагиат ВУЗ, отчет о проверке прилагается к работе

  • ✓ Высокое качество

    Все работы проверяются на соответствие требованиям учебного заведения, ГОСТам и нормам антиплагиата

  • ✓ Справочно-правовые системы

    При работе используем справочно-правовые системы, с самыми последними дополнениями и изменениями в законодательстве РФ. ("Консультант-Плюс", "Кодекс", "Гарант")

Заявка оформлена

Наш менеджер позвонит вам в течение 15 минут уточнить детали. Хорошего дня!