Актуальность темы. Опыт развития ведущих экономик мира и эволюция научной мысли подтверждают, что в основе становления качественных, структурно сбалансированных социально-экономических систем заложены формирование и развитие сектора малого предпринимательства. Несмотря на базовые задачи и функции (формирования существенной части ВВП и бюджетных поступлений, создание конкуренции, обеспечение занятости и удовлетворение потребительских нужд населения) этот сектор российской экономики обеспечивает динамизм и инновационность хозяйственных процессов, улучшение межотраслевых и межсекторных связей и отношений, восстановление экономически менее развитых территорий, реализацию интеллектуального потенциала общества. Реализация социально-экономического потенциала малого бизнеса в значительной степени зависит от качественного государственного регулирования его развития, неотъемлемым инструментом которого служит регулирование, направленное на совершенствование правового обеспечения хозяйственных и административных отношений между государством и бизнесом, недопущение принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности.
В то же время, на современном этапе развития наметились негативные тенденции функционирования сектора малого предпринимательства, приводящие к сдерживанию социально-экономических преобразований в РФ. Это уменьшение численности субъектов малого бизнеса и их вклада в обеспечение занятости, ухудшение динамично-структурных и пространственно-отраслевых характеристик малого бизнеса, его роли в экономическом росте, укреплении конкурентоспособности национальной экономики. В том числе эти тенденции обусловлены и недостаточно взвешенным и эффективным государственным регулированием.
Существующие, в настоящее время, разработки теоретико-методологического и прикладного характера или не предусматривают использование возможностей государственного регулирования малого бизнеса, или не учитывают прогрессивные практики и подходы к формированию и внедрению регуляторных процедур. Это актуализирует задачу исследования концептуальных основ, а также обоснование действенных и эффективных методико-прикладных инструментов и средств усовершенствования государственного регулирования развития малого предпринимательства в РФ.
Степень изученности темы. Проблемы государственного регулирования развития малого предпринимательства исследованы в научных трудах таких ученых, как: Ю. А. Балдина, В. Е. Барковская, Э. Э. Барсегян, А. А. Бачурин, В. Ю. Буров, П. П. Добров, Е. А. Ващенко, Е. В. Иванова, А. В. Козубенко, К. А. Колотов, Е. В. Королёва, Е. А. Кравченко, А. А. Мокрушин, Н. Н. Надежин, Д. М. Пашин, Г. Ф. Ручкина, Д. Ю. Соболев, М. А. Ускова, С. К. Хамирзова и др. Исследованию мирового опыта реализации эффективного государственного регулирования развития малого предпринимательства посвящены работы: А. Я. Быстрякова, С. А. Куликовой, Т. А. Луниной, М. М. Манукян, А. С. Нурлубаевой, Г. В. Подбиралиной, Г. А Саидовой и др.
Однако применяемые механизмы и инструменты государственного регулирования не имеют должного эффекта, в том числе из-за недоиспользования потенциала регуляторной политики, что определило цель, задачи, объект и предмет выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка авторских рекомендаций по развитию малых производств в регионе на основе оценки эффективности государственного регулирования.
С учетом определенной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
определить основы регуляторной политики государства и ее инструменты;
раскрыть особенности развития сектора малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
изучить тенденции развития малого предпринимательства в Волгоградской области;
дать оценку государственному регулированию развития малых производств в Волгоградской области;
выявить проблемы развития и повышения конкурентоспособности промышленности Волгоградской области;
исследовать мировой опыт реализации эффективного государственного регулирования развития малого предпринимательства;
рассмотреть пути совершенствования государственного регулирования развития малых производств в Волгоградской области.
Объектом исследования являются проблемы развития малых производств в Волгоградской области.
Предметом исследования являются инструменты и средства государственного регулирования развития малого предпринимательства.
Методы исследования. В процессе исследования использовались общенаучные и специальные методы: синтеза и системного анализа для обоснования теоретических государственного регулирования развития малого предпринимательства; статистически-экономического анализа для анализа тенденций развития малого предпринимательства в Волгоградской области; группировок, логического анализа, стратегического менеджмента для оценки государственного регулирования развития малых производств в Волгоградской области; системного анализа для выявления направлений совершенствования государственного регулирования развития малых производств в регионе;
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Основы регуляторной политики государства и ее инструменты
Слово "regulate" происходит с английского и в дословном переводе означает "регулировать", "regulatory policy" – "политика регулирования", а "regulatory" – "регуляторный". В экономической литературе термин "регуляторная политика" применяется в нескольких значениях. Например, А. А. Бачуриным понятие регуляторной политики трактуется в трех направлениях: широком (как деятельность по регулированию экономики в любой сфере и в любом аспекте), специальном (как государственная политика непосредственно в сфере поддержки, содействия и регулирования развития предпринимательства) и нормативном (как инструмент совершенствования хозяйственных и административных отношений в сфере хозяйствования) .
В действительности, разделяя следующие три ключевых вектора теоретико-методического применения понятия регуляторной политики, добавим, что существует немало научных исследований, где анализируемое понятие применяется исключительно (или же в превалирующей степени) лишь в определенном одном понимании.
С позиции специального подхода, то М. А. Ускова придерживается мнения, что это просто направление государственной политики в сфере развития малого предпринимательства, совершенно избегая при этом широкого и нормативного подходов. Правда, меры в этой сфере касаются и улучшения правового регулирования предпринимательской среды, и правил и условий ведения бизнеса, а также экономико-правовых отношений между субъектами предпринимательской деятельности и представителями властных структур . М. А. Ускова в итоге приходит к выводу, что регуляторную политику в сфере развития предпринимательства уместно приравнять к весьма важному институту, назначение которого – определить систему норм и сформировать соответствующие "правила игры" в сфере предпринимательской деятельности.
Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу с высоким процентом оригинальности.