ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время отрасль туризма во многих странах мира выходит на позиции одной из ведущих отраслей народно-го хозяйства. На ее долю приходится около 10% мирового валового национального продукта, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Кроме того, постоянное появление новых видов туризма способствует поэтапному переходу на все новые и новые витки развития отрасли.
Жесткая конкурентная борьба между организациями индустрии туризма приводит к появлению новых моделей организации и управления туристской деятельностью компаний, учитывающих процессы глобализации и интеграции бизнеса, что связано со стремлением получения преимуществ в проведении маркетинговых исследований, снабжении, производстве, продвижении, распре-делении и сбыте услуг, в повышении профессионализма персонала в уменьшении различных рисков. Глубокие и противоречивые перемены в организации управления сферы туристских услуг определили новый характер
управленческих отношений.
Осложнившаяся в последнее время экономическая ситуация в стране, сокращение уровня доходов населения, меры по ужесточению налогового контроля незамедлительно сказываются на объемах потребления населением услуг организаций индустрии туризма. Это еще больше обостряет конкуренцию на рынке и заставляет управленческий персонал принимать активные маркетинговые шаги для удержания и расширения клиентуры.
Борьба за выживание и расширение бизнеса становится повседневной заботой для многих объектов инфраструктуры туризма. Чтобы выживать и расширяться, организациям необходимы денежные средства, получение которых возможно с помощью привлечения клиентов, развития их лояльности и стимулирования расходов на приобретение ими туристских услуг. В будущем организации индустрии туризма все больше будут ориентироваться на привлечение повторных клиентов и стимулирование дополнительных расходов с их стороны.
Удовлетворение меняющихся потребностей клиентов и стимулирование их повторных обращений - важнейшие направления в деятельности организаций индустрии туризма во всех странах мира. Развитие средств телекоммуникаций, массовой информации и связанных с ними технологий способствует росту ожиданий со стороны клиентов в отношении качества обслуживания, профессионализма работников, разнообразия предлагаемых туристских услуг. Поэтому в современном гостинично - туристском бизнесе жесткую конкурентную борьбу выдерживают только те, кто может предложить своим клиентам высококачественное обслуживание, а это невозможно без использования новых подходов к менеджменту и маркетингу, а также без внедрения передовых технологий.
Маркетинг в индустрии туризма часто отождествляют со сбытом и рек-ламой. Однако это неверный подход, так как сбыт и реклама - это лишь компоненты маркетинговой политики, часто даже не самые главные.
В сфере туристских услуг идет переориентация управления маркетинга по пути изучения нужд и потребностей клиентов и предоставления им такого обслуживания, чтобы оно более соответствовало их ожиданиям. Поэтому уже в настоящее время наиболее передовые туристские организации в мире признают, что для того, чтобы стать клиентоориентированными необходимо, чтобы одной из составляющих маркетинговой деятельности было выявление потребностей и желаний потребителей и на этой основе совершенствование своих туристских услуг таким образом, чтобы более эффективно, чем конкуренты, удовлетворять эти ожидания.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, необходимо постоянное с формирование у организаций индустрии туризма конкурентных преимуществ, и комплексного рассмотрения этого вопроса, а также использования различных методов и стратегий для продвижения и сбыта туристских продуктов и услуг.
Целью исследования является разработка маркетинговой стратегии туристского предприятия на примере базы отдыха «Пятиизбянка».
Для ее реализации в работе ставятся следующие задачи:
- изучить понятие и виды маркетинговых стратегий;
- рассмотреть особенности рынка туристских услуг;
- описать этапы разработки маркетинговой стратегии туристского пред-приятия;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ маркетинговой стратегии предприятия;
- проанализировать потребителей и их предпочтения;
- провести анализ конкурентов и внешней среды предприятия;
- провести SWOT- анализ маркетинговой деятельности предприятия;
- предложить мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии базы отдыха «Пятиизбянка».
- дать оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность базы отдыха «Пятиизбянка» (ИП Корчина М. В.).
Предметом исследования является совокупность социально-экономических и организационных отношений, возникающих в процессе раз-работки и реализации маркетинговой стратегии предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования является со-временная теория туризма, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития отрасли туризма: Ансофф И., Гарбуз А.Г., Данько Т.П., Ильина Е.Н., Котлер, Ф., Федько В.П., Бондаренко В.А. и др.
В работе использованы законодательные акты, нормативно - правовые документы, регулирующие деятельность туристских фирм в современных условиях, статистические данные, а также материалы, полученные в результате проведенного автором анализа туристской базы «Пятиизбянка».
Используемая в исследовании методика основана на применении обще-научных методов системного подхода: классификации научных фактов, особенности их взаимосвязи, сравнительного анализа, экономического анализа, системного анализа, статистического анализа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты маркетинговой стратегии: ее понятие, виды, основы. Также здесь представлены особенности рынка туристических услуг.
Во второй главе проведен анализ маркетинговой среды базы отдыха «Пятиизбянка» (ИП Корчина М.В).
В третьей главе разработана маркетинговая стратегия базы отдыха «Пятиизбянка» (ИП Корчина М.В.) и проведен расчет основных показателей экономической эффективности предлагаемых мероприятий, обосновывающих необходимость данного внедрения на предприятии.
В заключении сделаны выводы по проведенным исследованиям выпуск-ной квалификационной работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ
1.1. Понятие и виды маркетинговых стратегий
Традиционное понимание стратегического развития организации сводится к системе методов и приемов - формирования долгосрочных целей развития организации, программы ее действий и приоритетных сфер размещения ресурсов в условиях межотраслевой конкуренции. Как правило, долгосрочные цели разрабатываются на перспективу и не подлежат пересмотру до изменений внешних или внутренних условий среды функционирования организации [29, с. 86].
Согласно Гарвардской школе бизнеса под стратегией понимается метод определения конкурентных целей организации. В общем случае под стратегией понимается искусство управления на основе использования имеющихся в распоряжении средств для достижения поставленных целей. Данную трактовку разделяют ряд исследователей [46, с. 201].
В качестве основной задачи стратегического развития фирмы М. Портер выделял достижение организацией долгосрочных конкурентных преимуществ в соответствующих сферах бизнеса. Он рассматривал три базовые стратегии, применение которых позволяет достичь значительного превосходства над конкурентами в долгосрочном периоде: «абсолютное лидерство в издержках», «дифференциация» и «фокусирование» [40, с. 120]. Описанные Портером стратегии представляют собой наиболее общие варианты способов конкурирования и могут использоваться компаниями в качестве основы при выборе направления своего развития. Кроме того, по Портеру, стратегическое управление учитывает реакцию фирмы на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны.
И. Ансофф рассматривает стратегию как способ формирования целей на корпоративном, деловом и функциональном уровне, а содержание стратегического поведения организации сводит к процессу взаимодействия с окружающей средой, сопровождающемуся изменением внутренней конфигурации и динамическим развитием организации [2, с. 152].
По Г. Минцбергу, стратегия - это последовательная, согласованная и интегрированная совокупность управленческих решений [28, с. 125] . При разработке стратегии основное внимание уделяется формированию планов в соответствии с целями контроля уровня эффективности выполнения стратегических планов.