ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования, обусловлена тем, что современный туризм является глобальным феноменом, что оказывает заметное влияние на социально-культурное, экономическое, политическое развитие государств и мировое хозяйство в целом. В последние годы туризм становится важным фактором отдыха, рекреации, оздоровления, культурного развития миллионов граждан. Одновременно это и мощная индустрия, где пересекаются интересы представителей туристического бизнеса и потребителей туристических услуг. В некоторых случаях туризм является отраслью реализации национальных интересов.
Именно культурный туризм дает возможность вернуться к изучению культурного наследия человечества, его гуманистического содержания, он несет в себе интегративный потенциал, который объединяет всех путешествующих людей в стремлении к раскрытию жизни во всей полноте ее проявлений. Культурный туризм дает возможность расширить кругозор и углубить мировосприятие человека, показать красоту природы и величие творений человеческого гения, он способствует эстетическому развитию и духовному обогащению человека.
Научно-теоретическую базу выпускной квалификационной работы теоретические и прикладные разработки известных российских и зарубежных ученых в области культурного туризма. Среди них - исследования В. А. Васина, В. Э. Гордина, Н. К. Горового, С. А. Деминой, Н. М. Джамалудиновой, Е. А. Дрябловой, А. С. Запесоцкого, Ф. Котлера, С. А. Красной, А. С. Морозова, Ю. М. Пахомова, Е. Л. Писаревского, М.А. Сущинской, А. В. Фирсовой и др.
Информационная база исследования сформирована на нормативно-правовых актах в сфере культурного туризма, а также материалах Интернет-ресурсов, таких как:
http://www.turizm-volgograd.ru и
www.welcomevolgograd.com.
Цель выпускной квалификационной работы - обоснование теоретических основ культурного туризма, обобщение научных подходов к исследованию этого феномена, обращение к практике (праксеологии) культурного туризма.
Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть доктринальное понимание сущности и содержания культурного туризма;
2) исследовать правовое регулирование деятельности в сфере культурного туризма;
3) изучить государственные и муниципальные программы развития культурного туризма;
4) выявить специфику федерального и регионального рынков культурного туризма;
5) проанализировать туристские ресурсы Волгоградской области в сфере культурного туризма;
6) разработать новый туристский продукт в сфере культурного туризма;
7) обосновать социально-экономическую эффективность проекта.
Объектом исследования выступает туризм как социокультурный компонент.
Предметом исследования является культурный туризм, его теоретические, культурологические основы.
Методы исследования. Основой обще-методологической базой исследования является совокупность философских и общенаучных методов, среди которых выделены аналитический метод, который дает возможность расширения понятийно-категориального аппарата, современного культурологического подхода к изучению туризма, историко-культурный метод как основа анализа закономерностей культурного процесса, интервальный метод как методология многомерного постижения социокультурной реальности.
Структура и объем выпускной квалификационной работы соответствуют цели и задачам исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, выводов, списка использованных источников и литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
1.1. Доктринальное понимание сущности и содержания культурного туризма
Понятие «культурный туризм» («cultural tourism») впервые официально на международном уровне применен в материалах Всемирной конференции по культурной политике (1982 г.) . Этот термин возник в 80-е гг. XX в. и получил развитие от так называемого туризма наследия, явления, которое в силу многих причин стало популярным с 1970-х гг.
К основополагающим документам межправительственной Всемирной туристской организации (UNWTO), в сфере культурного туризма относятся Манильская декларация по мировому туризму (1980), Гаагская декларация по туризму (1989), Хартия культурного туризма (Брюссель, 1976), Хартия туризма (одобренная в 1985 г. Генеральной ассамблеей ВТО).
Основные документы в сфере культурного достояния продуцировали две международные организации - ICOMOS и ЮНЕСКО. ЮНЕСКО рассматривает культурный туризм как отличный от других вид туризма, «учитывающий культуры других народов» . В Хартии по культурному туризму Международного совета по объектам (ICOMOS) культурный туризм определяется как форма туризма, основной целью которого помимо прочих целей является «открытие памятников и объектов». ICOMOS характеризует культурный туризм как «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера, посвященный распространению и разъяснению культурной идеи» . В Хартии туризма указывается на гуманитарное значение туризма, в связи с чем рекомендовано странам-участникам выстраивать туристическую политику не только с учетом экономической рентабельности туризма, но и развивать этот вид социально-культурной практики с целью укрепления национального сознания личности и солидарности общества, формирования чувства принадлежности к своей культуре, более полного удовлетворения человеческой потребности в познании окружающего мира.