Актуальность темы ВКР. Эпоха глобализации обусловила появление на уровне мировой экономики новых участников международного рынка капиталов, среди которых суверенные фонды благосостояния являются особым типом организации коллективного инвестирования. В связи с этим возникновение и расширение доли СФД в финансировании международного экономического развития свидетельствуют об усилении глобальных тенденций прямого государственного участия в корпоративной деятельности, которое получило название «новый меркантилизм».
В 2004 г. в России был создан Стабилизационный фонд, который за четыре года вырос с 171 млрд. руб. до 3,8 трлн. руб. (156,8 млрд. долл. США). Стабилизационный фонд формировался за счет так называемого «правила Кудрина», которое было закреплено в Бюджетном кодексе. Смысл был в том, чтобы при достижении определенной цены на нефть часть нефтяных доходов сберегались в Стабфонде. Откладывать часть нефтяных доходов — обычная практика для стран с сырьевой экономикой, которые боятся подсесть на нефтяную иглу и хотят обезопасить бюджет от колебаний мировых цен на нефть. В 2008 году российский Стабилизационный фонд разделили на два. Чуть более 3 трлн. руб. были переведены в Резервный фонд, а остальные деньги ушли в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Резервный фонд был создан для балансировки бюджета. А ФНБ задумывался как часть механизма пенсионного обеспечения россиян.
В новом году средства ФНБ станут основным наряду с заимствованиями источником покрытия дефицита федерального бюджета — из ФНБ планируется использовать 586 млрд. руб. Но в последующие два года, когда ФНБ уже почти не будет тратиться, а только пополняться, главным источником покрытия дефицита станут заимствования. Дефицит бюджета при этом установится в пределах 1% ВВП.
В этой связи, изучение проблем формирования и управления ФНБ, в современных условиях, является актуальным.
Степень изученности темы. Исследованию роли суверенных фондов в финансовой и экономической политике государства и механизма их функционирования посвящены работы таких ученых-экономистов, как: М. М. Алекторская, Ю. Н. Баженов, Э. А. Баринов, А. Д. Беликова, Е. С. Бирюков, В. Н. Богомолов, И. Н. Болотский, М. С. Бондарец, Н. В. Васильева, А. Г. Грязнова, М. Г. Делягин, Д. Ю. Елисеева, В. С. Катренко, Е. Копалкина, А. И. Мастеров, А. С. Машков, А. Маючая, В. В. Мезенцев, В. В. Мирошниченко, А. Могилевская, А. В. Навой, Е. Г. Пащенко, С. А. Пирумян, В. В. Понкратов, Д. Прокофьев, А. М. Савчук, Л. Д. Сангинова, А. Г. Силуанов, А. И. Ханунов, С. Э. Цвирко, И. В. Чемодурова, А. Швабле, О. Шимина, Н. С. Шмиголь и др.
Целью ВКР является – исследование проблем формирования и управления ФНБ, в современных экономических реалиях.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность ФНБ, как элемента государственных финансов РФ;
описать механизм управления средствами ФНБ;
изучить международный опыт функционирования суверенных фондов;
дать характеристику ФНБ РФ;
оценить эффективность размещения и использования средств ФНБ;
обосновать пути повышения эффективности управления ФНБ в РФ.
Объектом исследования является ФНБ РФ.
Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе формирования и использования средств ФНБ РФ.
Методы исследования. В ходе написания ВКР применялись общенаучные методы и приемы познания: анализ, синтез, сравнение и графическое отображение данных.
Теоретическую основу ВКР составила научная литература и публикации по теме исследования.
Эмпирическую базу ВКР составили данные, размещенные на официальных сайтах Федерального казначейства, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Центрального Банка РФ и др.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ (ФНБ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. ФНБ, как элемент государственных финансов Российской Федерации
В условиях рыночной экономики финансовые резервы имеют большое значение и выступают в роли стабилизатора экономики. И чем сложнее экономическая ситуация в стране, тем более существенную роль они играют, так как от их наличия и объема зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве.
«Финансовые резервы представляют собой особую форму финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления, хозяйствующими субъектами и используемых для обеспечения беспрерывного финансирования и запланированных, и непредсказуемых расходов, появившихся внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер ».
Текущая экономическая ситуация в России характеризуется значительной нестабильностью и обусловлена действием ряда негативных факторов экономического и геополитического характера.
1. Рост геополитической напряженности в последние годы, связанный с событиями на Украине и Ближнем Востоке, привел к осложнению отношений между Россией и западными странами и вводом против России ряда экономических санкций. Данные меры дестабилизируют и без того сложную ситуацию в российской экономике.
2. Продолжительное и глубокое падение нефтяных котировок на мировых рынках начиная с 2014 г., что весьма болезненно сказывается на российской экономике и бюджетной системе, с каждым годом усугубляющей свою зависимость от экспорта энергоресурсов. Данные тенденции обусловлены действием совокупности факторов экономического и геополитического характера, при этом, как отмечает В.В. Понкратов: « основная угроза мировому рынку нефти исходит от прежнего драйвера спроса – Китая. Снижение темпов роста китайской экономики или ее погружение в рецессию может способствовать дальнейшей негативной динамике цен на нефть ».
3. Стагнация и недофинансирование российской экономики, падение рентабельности. Ситуация в ряде отраслей усугубляется тем, что стоимость кредитных ресурсов не позволяет предприятиям рассчитывать на рентабельную деятельность.
4. «Усиление нагрузки на бюджетную систему в условиях снижения поступлений вследствие падений цен на энергоресурсы, с одной стороны, и необходимость поддержки социальной сферы, обеспечения обороноспособности страны, а также сохранения условий для экономического роста и занятости населения – с другой ».