Магистр 34
Заказать дипломную работу по педагогике в
компании "Магистр 34".
"Магистр 34" - VK
"Магистр 34" - Дзен
"Магистр 34" - YouTube
"МАГИСТР 34" - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ В НАПИСАНИИ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Дети школьного возраста как субъект досуговой деятельности 7
1.2. Организационно-содержательные особенности организации досуговой деятельности школьников средствами искусства в учреждениях дополнительного образования 15
ГЛАВА 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОСОБЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 27
2.1. Социально-воспитательная среда учреждений дополнительного образования 27
2.2. Художественно-эстетическое воспитание творческой личности средствами искусства в учреждениях дополнительного образования 41
ГЛАВА 3. ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ТЕХНОЛОГИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МБУ ДО ДШИ "ВОСКРЕСЕНИЕ" (Г. ВОЛГОГРАД) 49
3.1.Реализация досуговых предпочтений школьников средствами театрального искусства 49
3.2.Технологии формирования творческой активности школьников средствами изобразительного искусства 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Досуг дает человеку возможность развивать разные стороны своей личности в творческом контексте. В настоящее время, возможности заполнения свободного времени детей школьного возраста являются практически неисчерпаемыми. Однако, с практической стороны, ребенку довольно трудно найти такую деятельность, которая бы на досуге приносила не только удовольствие, но и способствовала бы его совершенствованию и максимальной самореализации.
В обобщенном виде, досугом можно считать время, свободное от труда в сфере общественного производства, от воспроизводства человеком всех своих функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений. В этом контексте, досуг направлен на активизацию человеческой деятельности и охватывает сферу воспроизводства человеческих производительных сил, способствует развитию творческих способностей людей, помогает утверждению здорового образа жизни. В педагогическом понимании досуг рассматриваем в качестве важного средства сохранения и повышения работоспособности, которое представляет собой совокупность различных видов деятельности, которыми человек имеет возможность заниматься по собственной воле (отдых, развлечения). Досуг характеризуется добровольностью выбора различных форм, демократичностью, эмоциональной насыщенностью, предполагает возможность сочетания физической, интеллектуальной, творческой, производственной, игровой и других видов деятельности. Именно досуг способен объединить в единое целое отдых и труд.
Усвоение юным поколением художественно-эстетических ценностей, формирование ценностных ориентаций на основе художественной деятельности и художественно-эстетического воспитания предусматривают приобретение знаний, общественного опыта, постижения сущности явлений и факторов объективной действительности и собственного места в общественной жизни. Средствами достижения этой цели являются родной язык, материальная и духовная культура, искусство, фольклор, исторический опыт народа и современный способ организации его жизнедеятельности, национально-родственные и общественные отношения и т.п. От того, как и какие ценности войдут в сознании каждого ребенка, зависят духовная наполненность, содержание его взрослой жизни.
В современных условиях развития российского общества, последовательного и целенаправленного решения сложных проблем экономического, политического, социального и культурологического развития особую остроту и актуальность приобретают вопросы художественно-эстетического воспитания личности с гражданской позицией, развитой национально-духовной культурой, которая не только имеет соответствующие знания, но и придерживается морально-правовых норм и ценностей жизни, эстетики отношений между людьми. Сформировать такую гармонично развитую личность, которой свойственны высокий уровень развития познавательной и творческой активности, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, может только творческий педагог, который сознательно отказывается от стереотипов педагогического мышления, занимается самообразованием, способен к рефлексии, активно включается в поиск и использование педагогических инноваций (технологий, методов, средств обучения и воспитания). Поэтому одной из актуальных проблем современности является становление личности, способной воспринимать, понимать и приумножать ценности духовной культуры. В решении этой проблемы, существенное место занимает реализация досуговых предпочтений детей школьного возраста, посредством их художественно-эстетического воспитания и развития в системе дополнительного образования.
Целостность и многомерность образовательного процесса в современных условиях предполагает постоянный творческий поиск педагога, его собственное творческое развитие, направленность профессиональной деятельности на творческое развитие учащихся. При этом происходит трансформация роли педагога: от транслятора знаний и способов деятельности к проектировщику индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития тех, кого он учит и воспитывает, а также собственного совершенствования (самообразования, саморазвития, самореализации).
Вышесказанное дает основания говорить об актуальности данной темы.
Степень изученности темы. Исследованием организации детского досуга, внешкольной педагогики, детской психологии и художественно-эстетического воспитания посвящены работы таких ученых, как: М.Э. Ахметова....
Цель выпускной квалификационной работы заключается....
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть ....
-выявить ....
-изучить .....
-раскрыть ....
-описать ....
-исследовать..
Объект исследования – ...
Предмет исследования –...
Методы исследования. В ходе написания выпускной квалификационной работы автором были использованы:
– теоретические методы: ....
– эмпирические методы: ....
Информационную базу исследования составили материалы научно-практических конференций, публикации СМИ, программы дополнительного образования в области искусства.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении определен объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи выпускной квалификационной работы, рассмотрены основные источники информации. В первой главе изучены теоретические аспекты организации досуга школьников средствами искусства в учреждениях дополнительного образования. Во второй главе исследован воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования и способы его реализации в современных условиях. В третьей главе раскрыт потенциал искусства в воспитании детей школьного возраста и технологии его реализации на примере МБУ ДО ДШИ «Воскресение» (г. Волгоград). В заключении подводятся итоги и сформированы выводы по теме ВКР.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Дети школьного возраста как субъект досуговой деятельности
Досуг дает человеку возможность развивать разные стороны своей личности в творческом контексте. В настоящее время, возможности заполнения свободного времени детей школьного возраста являются практически неисчерпаемыми. Однако, с практической стороны, ребенку довольно трудно найти такую деятельность, которая бы на досуге приносила не только удовольствие, но и способствовала бы его совершенствованию и максимальной самореализации.
Прежде всего, необходимо определиться с содержанием основных научных дефиниций. Исходя из того, что научная категория "досуг" является исходной и занимает профилирующую роль в характеристике досугового пространства детей и подростков, целесообразно детально рассмотреть сущность и определить основные подходы ученых к содержанию досуга.
С.Ш. Умеркаева и М.Я. Макусинская определяют досуг, как: "свободное от обязательной деятельности время ". Используя часы досуга для игр, чтения, работы, занятий спортом, искусством, техникой, ребенок развивается нравственно, умственно и физически. Активный, разумный досуг – важное средство сохранения и повышения работоспособности. Организация досуговой деятельности – одна из важнейших задач школы, учреждений дополнительного образования (далее – УДО), общественных организаций и семьи
А.П. Ячменева дает такое определение: "досуг представляет собой совокупность различных видов деятельности, которыми индивид занимается по собственной воле: отдых, развлечения, повышение мастерства, свита, участие в жизни общества ".
И.Д. Левина и Н.А. Опарина отмечают, что "досуг – это время, остающееся у человека после реализации всех видов деятельности, продиктованных внешней целесообразностью ". Интерпретируя это определение, рассматриваем досуга в качестве того временного периода, который является свободным от обязательных дел и отведенное для отдыха.
Проведенный анализ научной психолого-педагогической, специальной и справочно-энциклопедической литературы позволяет констатировать, что понятие "досуг", в наиболее общем смысле, фиксирует реальность особой сферы жизнедеятельности человека.
Продолжение в нашей группе ВК.