ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы (далее – ВКР). Становление российской предпринимательской среды сопровождалось быстрым появлением новых условий функционирования внутреннего рынка. Произошло постепенное закрепление новых экономических связей и между субъектами хозяйствования, а также практик взаимодействия предприятий с органами государственной власти. Предпринимательство вследствие сложившихся сейчас экономических связей, практик ведения бизнеса и регулирования предпринимательской деятельности, в условиях финансового кризиса и антироссийских санкций, теряет потенциал к стремительному росту собственных масштабов и эффективности функционирования.
Институт бизнес-омбудсмена является достаточно новым явлением в системы защиты прав российских предпринимателей, дополнительным механизмом решение спорных вопросов во внесудебном порядке. В связи с ситуацией, сложившейся в социально-экономической среде России, когда возникла потребность в аппарате для разрешения спорных вопросов между представителями бизнес-сообщества и властных структур, была выдвинута идея о создании института по защите прав предпринимателей. Началом реализации данной идеи можно считать Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей», при этом правовые нормы, определяющие статус этого института, были прописаны только с принятием Федерального закона от 07.05.2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (с последними изменениями и дополнениями).
В целях укрепления малого бизнеса и обеспечения стимулов для развития предпринимательства, в ряде стран были созданы институты уполномоченных, защищающих предпринимателей и их бизнес от недобросовестного управления и нарушения их прав. Основной акцент направлен на защиту бизнеса и предпринимателей в качестве субъектов, которые вносят значительный вклад в развитие экономики и социальное благополучие страны.
Однако очевидно, что заявленный институт в настоящем формате пока еще не достиг своих оптимальных показателей. Идет поиск эффективных моделей взаимодействия между государственной властью, бизнес-сообществом, личностью, способных обеспечить баланс социально-экономических интересов всех сторон.
Появление в РФ института бизнес-омбудсмена актуализирует необходимость научного анализа и концептуального осмысления его роли в механизме защиты прав и интересов предпринимателей.
Степень изученности темы. Изучение формирования и развития института бизнес-омбудмена в России нашло отражение трудах таких ученых, как: Е.С. Башкайкина, Б. Богоутдинов, Ю.С. Буркова, И.Е. Видяйкин, Ю.В. Герасименко, А.Л. Гусева, М.М. Дарькина, Н.В. Долгополова, И.А. Золототрубов, М.В. Зяблина, В.В. Казакова, В.В. Казьмина, В.С. Комарова, Н.В. Кондраткова, И.Ю. Лепетикова, Е.Г. Лыкин, Б.И. Магомедов, В.Е. Макаров, А.И. Малмалаева, М.А. Муромская, Р.Р. Мустафина, Т. Николаева, В.А. Никонов, Ж.И. Овсепян, А.К. Осетров, И.К. Пархоменко, И.А. Петрусев, А.А. Рассохина, Д.А. Решетникова, С.М. Салохидинова, А.М. Самусик, Ж.А. Сафарова, В.С. Синенко, Г.А. Симонян, В.С. Синенко, А.И. Соловьев, Р.Р. Солтамурадов, О.В. Сухомлинова, Ю.В. Улыбина, Ю.И. Уметбаева, В.А. Усанова, В.А. Фадеева и др.
Целью ВКР – исследование формирования и развития института бизнес-омбудсмена в РФ:
Согласно заявленной цели, в ВКР были поставлены следующие задачи:
изучить историю развития института бизнес-омбудсмена в РФ;
ознакомиться с зарубежным опытом функционирования институт бизнес-омбудсмена;
раскрыть правовые основы функционирования института бизнес-омбудсмена при Президенте РФ и в субъектах РФ;
выявить роль института бизнес-омбудсмена в обеспечение гарантий прав и интересов предпринимателей;
проанализировать практики реализации задач бизнес-омбудсмена в РФ (на примере Волгоградской области);
разработать рекомендации по дальнейшему развитию института бизнес-омбудсмена в России.
Объектом исследования является российский институт бизнес-омбудсмена.
Предмет исследования составляют нормы российского законодательства, определяющие особенности и порядок деятельности института бизнес-омбудсмена в механизме защиты прав и законных интересов предпринимателей.
Методологическая основа исследования. В ВКР использовались следующие общенаучные и частнонаучные методы познания: системно-структурный, анализ и синтез, конкретно-исторический, формально-юридический, статистического.
Информационной базой ВКР являются законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность уполномоченных по защите прав предпринимателей, научные публикации и специальная литература отечественных и зарубежных авторов по вопросам формирования института бизнес-омбудсмена, а также ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и подтверждающих приложений.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
1.1. История развития института бизнес-омбудсмена в РФ
Институт бизнес-омбудсмена является достаточно новым явлением в системе защиты прав российских предпринимателей, дополнительным механизмом решения спорных вопросов во внесудебном порядке.
В России институт Уполномоченного по защите прав человека появился сравнительно недавно. Начав с 1994 г. институт интенсивно развивался и уже к 2006 г. в РФ действовало 34 региональных уполномоченных по правам человека. Институт омбудсмена был учрежден в России первоначально в виде института Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения строительства демократического правового государства и развития правосознания граждан и должностных лиц. Правовой основой для его создания стала "Декларация прав и свобод человека и гражданина" от 22.10.1991 г. Верховного Совета РСФСР, предусматривающая назначение парламентского уполномоченного по правам человека. В этом документе были отражены основные положения международных правовых актов в области прав человека, и, прежде всего, "Всеобщей декларации прав человека" от 10.12.1948 г.
Наряду с развитием института Уполномоченного общего профиля стал развиваться институт специальных омбудсменов – Уполномоченных по защите прав предпринимателей (далее – УЗПП или бизнес-омбудсмен).
В 2012 г. наряду с Уполномоченным по правам человека был создан еще один институт Омбудсмена – институт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, и бизнес-омбудсмен также наделялся широкими полномочиями.
Предпосылками для учреждения нового института явились факторы, свидетельствующие о сохранении в России неудовлетворительного предпринимательского климата и наличия высоких рисков, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Эти негативные факторы не удалось преодолеть, несмотря на постоянный прогресс в отдельных сферах государственного регулирования предпринимательской деятельности и реализации мер по становлению институциональной среды для развития рыночной экономики и противодействия коррупции.